7. Победа атеистическо-коммунистической диктатуры
Внешне, казалось бы, православная Церковь вступала в революционную эпоху как мощная организация. Официально к 1914 г. в Российской империи было 117 млн. православных христиан, проживавших в 67 епархиях, управляемых 130 епископами и свыше 50 000 священниками и диаконами, служивших в 48 000 приходских храмах. В ведении Церкви было 35 000 начальных школ, 58 семинарий, больше 1000 монастырей с почти 95 000 монашествующих. Однако, не имея видимого канонического главы Церкви (патриарха) и периодически собираемых соборов, обеспечивающих связь учащей Церкви с периферией, Церковь в период революции оказалась разъединённой, а с отречением царя, формального земного главы Церкви, обезглавленной и лишенной своего механизма управления.
Следующий пример из жизни Церкви характеризует её плачевное состояние: из отчета армейского духовенства известно, что после освобождения солдат Временным правительством от обязательного исполнения обрядов и таинств Церкви процент православных солдат, соблюдавших таинство причащения, сократился с почти 100% в 1916 г. до менее 10% в 1917 г. Со слов генерала Деникина известно, что "поступавшая в военные ряды молодёжь к вопросам веры и Церкви относилась довольно равнодушно" и "духовенству не удалось вызвать религиозного подъёма среди войск" [14]. Этот армейский отчёт характеризует отношение к религии солдатства, состоявшего по преимуществу из крестьян. Относительно отношения к православию со стороны русской интеллигенции положение было ещё хуже. Она сплошь была охвачена революционным движением, оппозиционным не только царизму, но и православной Церкви, считая её частью полицейской государственной машины.
При такой атмосфере отношения населения России к православной Церкви она, конечно, не могла оказать серьёзного сопротивления атеистическому большевизму. Патриарх Тихон после неудачных попыток сопротивления атеистической политике государственной власти, ставшей причиной его ареста, после его освобождения из тюрьмы (неизвестно на каких условиях) 28 июня 1923 г. сделал официальное заявление, в котором осуждает "всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я советской власти не враг". В послании 1 июля патриарх кается "в ряде наших пассивных и активных антисоветских действий". 13 июля 1923 г. в интервью секретарю британского комитета "Руки прочь от России" В. П. Коутс он отрицает, что советская власть когда-либо преследовала за религиозные убеждения [14].
В апреле 1925 г. перед своей смертью патриарх Тихон оставил "Завещательное послание", при составлении которого большую роль играл митрополит Пётр, ближайший помощник патриарха Тихона, избранный после его смерти местоблюстителем патриаршего престола. В послании говорилось: "пора понять верующим... что судьбы народов от Господа устрояются, и принять всё происшедшее как выражение Воли Божией... в гражданском отношении мы должны быть искренними к Советской власти и работе СССР на общее благо... осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против неё. Призывая церковно-приходские общины... не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности... мы призываем выбирать в церковно-приходские советы людей честных и преданных Православной Церкви, не политиканствующих и искренне расположенных к Советской власти..." [14].
После смерти патриарха Тихона в апреле 1925 г. его местоблюстителем должен быть стать митрополит Пётр (Полянский), но он был в декабре 1925 г. арестован. Его место занял заместитель патриаршего местоблюстителя - Петра, Нижегородский митрополит Сергий Страгородский (1867-1944).
Против митрополита Сергия выступил образовавшийся в конце 1925 г. Временный высший церковный совет с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). К маю 1927 г. власть над Церковью перешла к митрополиту Сергию. 29 июля 1927 г. он издал обращение к духовенству, подписанное им и ещё восьмью архиереями, получившее известность как "Декларация митрополита Сергия". Авторы "Декларации" писали: "Мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и нашим правительством... Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, или бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла... сознается нами как удар, направленный на нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза не только из-за страха, но и по совести, как учил апостол" [15].
Декларация митрополита Сергия вызвала раскол в православной Церкви СССР, свыше 60 православных архиереев декларацию не признали, не признали её и православная иерархия, оказавшаяся в результате гражданской войны в изгнании за рубежом. Кроме григорьевцев, не принявших "Декларации", против Сергия выступила группа митрополита Иосифа (Петровых) - викария Ярославской епархии.
Истинные православные уходили в катакомбную (подпольную) Церковь. В 1930 г. митрополит Сергий иностранным журналистам заявил, что "Церковь властями не преследуется". В этом же году был закрыт последний монастырь, а число преследуемых православных исчислялось десятками тысяч. К 1939 г. в СССР легально действовали немногим более 100 православных приходов и только 4 подчинённых митрополиту Сергию архиерея. Православие было разгромлено.
В целях использования православных христиан в борьбе против воевавшей с СССР Германии вместо разгромленной подлинной Церкви Сталиным и Берией в 1943 г. была образована Московская патриархия. Формально сохранив преемственность епископата от исторического православия, используя традиционные богослужения и обряды, Патриархия фактически стала подразделением госбезопасности, основными функциями которой были мобилизация православного населения на борьбу против германского фашизма и обслуживание тоталитарного коммунистического режима.
Для её создания собрали в Москву из концлагерей лояльных советскому режиму архиереев и из их числа и сергианской группы митрополитов (самого Сергия, Алексия Симановского и Николая Ярушевича) - всего 19 человек; и объявили их якобы "православным собором", на котором 8 сентября 1943 г. провозгласили Сергия Страгородского "патриархом всея Руси".
15 мая 1944 г. патриарх Сергий умер и собравшийся в Москве 31 января 1945 г. поместный собор избрал патриархом Алексия I (Симанского). Сохранились письма и послания этого Иуды, дающие возможность увидеть подлинное лицо этого человека.
№ 1. Письмо Алексия I Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви полковнику госбезопасности Г. Г. Карпову.
"Дорогой Георгий Григорьевич! Посылаю Вам:
- от Д. С. Солода из Дамаска коробку с восточными сластями;
- от меня для вашего кабинета ковёр - во всяком случае персидский;
- подушку с пожеланием, чтобы она служила вам верой и правдой. Я думаю можно сделать, чтобы она была помягче. Она тоже восточного происхождения - из Каира.
Сердечно Вам преданный П. Алексий. 28.VI. 1945".
В ответ полковник КГБ Карпов посылал патриарху парчу, малахитовые коробки, "чудесные вазы" [16].
За преданное служение атеистической диктатуре патриарх Алексий награждён четырьмя (!!!) орденами Красного Знамени.
№ 2. Описание встречи со Сталиным патриархом Алексием I и митрополитом Николаем 10 апреля 1945 года.
"Полные счастья видеть лицом к лицу того, одно имя которого с любовью поизносится не только во всех уголках нашей страны, но и во всех свободолюбивых и миролюбивых странах, мы высказывали Иосифу Виссарионовичу нашу благодарность... Беседа была совершенно непринуждённой, беседой отца с детьми" [16].
№ 3. Слово патриарха Алексия I перед панихидой в честь Сталина в 1953 г.
"Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила великая, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течении многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя... Ни один вопрос, с которым бы мы к нему обратились, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. Память о нём для нас незабвенна..." [16].
С приходом к власти Хрущёва политика КПСС стала более антицерковной. Хрущёв принял меры к уничтожению христианства. Орденоносные советские владыки стали доказывать ненужность религии социалистическому обществу и закрывать церкви. В 1959 г. патриарх Алексий и его сотрудники писали Г. Карпову: "Мы надеемся, что разработанный Вами план постепенного сокращения намеченного ряда монастырей будет одобрен и принят Правительством нашим... и что таким образом безболезненно пройдёт предположенное сокращение наших обителей в указанных областях нашего Союза." [16]. И в итоге с 1958 по 1964 годы количество церквей сократилось более чем в 2 раза.
В 1961 г. решением патриарха Алексия I и позднее патриарха Пимена (Извекова) всё духовенство было отстранено от влияния на хозяйственно-административную жизнь православной Церкви. Оно было превращено в наёмных работников "двадцаток" - учредителей приходов, сформированных советскими исполкомами, "двадцаток", руководимых часто ветеранами КПСС и КГБ и по решению которых священник мог быть уволен, а церковь закрыта. Кстати сказать, литовская католическая Церковь подобному указанию не починилось и около 87 % духовенства подписало письмо в отказе повиноваться такому решению властей. Греко-католическая же Церковь Украины после неудачной попытки ликвидировать её путём слияния с Русской православной Церковью на псевдо-соборе в 1946 г. ушла в подполье, тем самым отказавшись признать законным атеистический режим и подчиняться ему.
В апреле 1970 г. умер патриарх Алексий I и в мае-июне 1971 г. состоялся поместный собор, избравший нового патриарха Пимена (Извекова). Под руководством патриарха Пимена Русская православная Церковь продолжала пресмыкательство своё перед атеистической диктатурой. Как можно иначе назвать руководящие указания Пимена по миссионерской деятельности Русской православной Церкви? Сравним, что повелел Христос делать апостолам: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15). И что повелел делать патриарх Пимен: "Мы твёрдо убеждёны в противопоказанности для Церкви прибегать к каким-то искусственным приёмам для привлечения народа: любые попытки в этом направлении, по нашему мнению, могут привести лишь к профанации религиозных идей. Наши храмы открыты для каждого, кто чувствует в своей душе потребность общения с Богом, кого сам Господь приводит в Дом Свой" [17]. За столь лояльное отношение к атеистической диктатуре патриарх Пимен удостоился от неё ордена Красного Знамени.
Атеистическая диктатура в СССР дрессировала не только высшую иерархию православной Церкви служить своим целям, она осуществляло вербовку в агентуру КГБ и низшее духовенство. По рассказам верных православию священников, примерно около 40 % низшего православного духовенства были агентами КГБ. Православное духовенство, особенно его высшая иерархия, не только пресмыкалось перед атеистической диктатурой внутри СССР, но и выполняла шпионские и политические задачи за пределами СССР.
В 1990 году на Поместном соборе православной Церкви патриархом был избран Алексий II (Ридегер). Его время руководства православной Церковью России выпало на период образования в России демократического общества.
Подводя итоги поведения высших представителей Русской православной Церкви в СССР, возникает вопрос: как могли высшие руководители православия так низко скатиться в моральном отношении, что превратились не просто в трусов, но и в предателей христианского дела? Обычно их оправдывают страхом перед угрозами со стороны карательных органов применением пыток и смерти или стремлением с их стороны сохранить возможность обслуживание религиозных потребностей православного населения: что если бы они не сотрудничали с органами государственной безопасности, то закрыты были бы остававшиеся открытыми малочисленные церкви. А духовенство было бы всё лишено возможности обслуживания потребностей верующих.
Думаю, что такое объяснение несостоятельно.
Во-первых, в истории христианства есть примеры как следует вести себя при преследовании христианства. Почти 300 лет после явления Христа христиане подвергались преследованиям в Древней Римской империи и в других странах и нигде они не прокламировали свою верность властям языческих народов. Они предпочитали гонения, страдания и смерть. А если и были среди христиан того времени трусы, отрекшиеся от христианства, то ими были рядовые христиане, не имевшие чувства ответственности за своё представительство в христианском мире; правда, были врагами Церкви и представители высшего духовенства (поставленные императорами и феодальной знатью даже Папами), то таковые были осуждены и заклеймены как "антипапы".
Во-вторых, кто встал на путь сотрудничества с атеистической диктатурой и её спецорганами? Иерархия православной Церкви - монахи, давшие вечные обеты служения Богу. Люди, не отягощённые семьёй, которые должны были стоять насмерть за свои убеждения, люди, которым было нечего терять, кроме своей жизни.
В-третьих, сохранение Церкви такой подлой ценой, как сотрудничество со спецорганами, сопоставимо с применением принципа "цель оправдывает средство", что никак не совместимо с моральными принципами христианства и крайне глупо. Ибо применение принципа "цель оправдывает средство" нравственно разрушает человека и равносильно смертельному греху. Духовенство-кагебисты ничему хорошему мирян научить не могут, ибо имеют "сожженную" совесть.
В-четвертых, высшая церковная иерархия сотрудничала с атеистическим режимом, наглядно явившим свою антихристианскую и античеловеческую сущность. Об этом говорят нижеследующие цифры.
В 1914 г. в Российской империи было 130 епископов, 50 с лишним тысяч священников и дьяконов, обслуживавших 48 000 приходских храмов, 35 000 начальных школ и 58 семинарий. Было больше тысячи монастырей с почти 95 000 монашествующих ([14], стр. 35).
К началу 1940-х гг. в 25 областях РСФСР не осталось ни одного действующего православного храма, в 20 областях работало не более чем по 5 церквей... В 1941 г. по всей стране оставалось 3021 церквей, из которых почти 3000 были на территориях, присоединённых к СССР в 1939-1940 гг. Таким образом, на коренных советских территориях оставалось немногим больше сотни действующих церквей. ([14], стр. 168)
За время с 1918 до конца 1930-х годов погибло от расстрелов и в местах заключения около 42 000 православных священнослужителей из 50 тысяч с лишним, бывших в 1914 г. (там же, стр.168).
А общее количество жертв атеистической диктатуры в СССР характеризуются следующими цифрами.
Самый кровавый период истории России
Пятьдесят лет "достижений" Советской власти (данные проф. И. А. Курганова)
Человеческие жертвы (в округленных цифрах)
Гражданская война в России (1917-1921) 3 млн.
Война против Финляндии (1918) 50 тыс.
Война против Балтийских стран (1918-1919) 110 тыс.
Война против Польши (1920) 20 тыс.
Война против Грузии (1921-1922) 20 тыс.
Война против Японии (1928-1931) 30 тыс.
Красный террор (1917-1923):
- академики, профессора, писатели, художники,
учителя, студенты 160 тыс.
- чиновники, офицеры, фабриканты, торговцы,
полицейские и жандармы 50 тыс.
- духовенство 40 тыс.
- крестьяне и рабочие 1 млн. 300 тыс.
2-я волна чекистского террора (1923-1930) 2 млн.
Первый голод (1921-1922) 6 млн.
Второй голод (1930-1933) 7 млн.
Убитые "кулаки" 750 тыс.
3-я волна чекистского террора (1933-1937) 1 млн. 600 тыс.
Ежовщина (1937-1938):
- интеллигенция, рабочие, крестьяне 635 тыс.
- члены Коммунистической партии 340 тыс.
- чистка Красной Армии 30 тыс.
Война против Польши (1939) 3 тыс.
Война против Финляндии (1939) 400 тыс.
II Мировая война (по Хрущеву) 20 млн. (реально значительно больше).
Предвоенные и послевоенные годы (1937-1947) 2 млн. 700 тыс.
Находились в конц. лагерях и если не погибли от непосильного труда, издевательств и голода, то были обречены на верное умирание после освобождения 20 млн.
Всего из-за Советской власти население России уменьшилось на 67 млн. 558 тыс. (шестьдесят семь миллионов пятьсот пятьдесят восемь тысяч) [21]
Как можно было, зная такие действия атеистической диктатуры, сотрудничать с ней?! Можно ли к такой Церкви применить слова Христа "и врата ада не одолеют её" (Мф. 16:18)? Значит, врата ада одолели православную Церковь. Следовательно, она не может считаться истинной Церковью Христа.
8. Агония Русской православной Церкви
Московская патриархия - самое крупное православное объединение в России - возникла не в силу какого-либо догматического канонического определения, а в силу политических притязаний Москвы, единственной суверенной в своё время православной державы при оккупации других православных стран исламом. Её претензии состояли:
а) с одной стороны, в стремлении вернуть себе владения рода Рюриковичей, наследниками которых считали себя московские самодержцы, на территории Польско-литовского государства;
б) с другой стороны, в стремлении освободить население православных стран, захваченных исламом.
Теперь Московская патриархия постепенно уходит из мира. Рассмотрим основные причины этого.
Первая причина. Отсутствие в православной Церкви личного иерархического начала (православного "папы"
, означает и отсутствие у неё вероучительного авторитета, а значит и харизмы безошибочности в вопросах веры и нравственности. Заменить личное высшее иерархическое начало созывом православного вселенского собора вряд ли возможно, ибо нет среди православных ни светской, ни церковной власти, которая могла бы это сделать. И это доказала история: если не считать вселенским православным собором Ферраро-Флорентийский собор (которого православные не признают), то православные вселенские соборы не собирались с 787 года, то есть 1216 лет (2003-787).
Между тем, согласно канонам Восточной Церкви Флорентийский собор является VIII Вселенским Собором Восточной Церкви. И если считать, по православию, что Вселенский Собор высший авторитет, то отвергнуть Флорентийский Собор мог только новый Вселенский Собор, а такого у православия больше не было. Отрицание Флорентийского Собора фактически - бунт против канонического права. Подобно тому, как бунтом признает православие раскол староверов (итог религиозного национализма, посчитавший греков и их слуг-никониан в заблуждении, а Московские традиции истинными).
Вторая причина. Падение оплота православия - самодержавия, сначала в Византии, затем в России. Гибель самодержавия это кризис православия в его иерархических основах: исчез Божий помазанник - российский самодержец, с одной стороны охранявший православие российскими штыками, с другой стороны эксплуатировавший его в интересах светской политики самодержавия.
Цезарепапизм в православии, то есть приспособленчество православия к светской власти, существовал благодаря потребности православия в помощи светской власти, обусловленной его слабостью, не конкурентоспособностью православия в борьбе с другими идеологиями. Так как в настоящее время в России царская монархия не актуальна, а следовательно, невозможна, то российское православие находится в стадии умирания.
Симптомами этого умирания православия являются следующие факты.
1. Дробление и автокефализм православия (то есть сепаратизм поместных национальных Церквей), лишенных единого вселенского видимого главы). При этом следует помнить, что восточные православные патриархи - уже давно археологические реликвии.
Иерархическая анархия в православии свидетельствует, что сепаратизм и дальнейшее дробление православия, благодаря сохранению в нём автокефализма, с течением времени будет всё более возрастать. А это означает, что за гибелью Московской патриархии постепенно исчезнут и другие автокефальные (читай: сепаратистские) православные Церкви
Примером дробления православия на множество толков является период существования его при Советской власти. Перечислим возникшие отколы в российском православии за этот период.
- 16 мая 1922 г. в Москве возникла так называемая "Живая Церковь", затем "Союз Церковного возрождения", затем "Союз древнеапостольской Церкви". Эти Церкви представляли собой "обновленческое" движение в православии, выступившее за союз с атеистической диктатурой. Руководители этих Церквей входили в состав объединявшего их Высшего церковного управления.
- В январе 1918 г. в Киеве состоялся собор Украинской православной Церкви, потребовавший от Московской патриархии автономии, которая и была ей предоставлена. Украинская православная Церковь стала экзархатом Московского патриархата.
- В октябре 1921 г. в Киеве провозглашена Украинская автокефальная православная Церковь.
- В мае 1924 г. в Могилёве возникла Белорусская автономная Церковь.
- В 1920-х годах в СССР возникла в подполье Истинная православная Церковь (ИПЦ). К ней примыкает православное движение "Богородичный Центр". Один из епископов ИПЦ еп. Викентий, после падения диктатуры КПСС в СССР, перешёл в греко-католическую Церковь и стал первоиерархом этой Церкви в России и начал формирование русских католических общин (правда, Святой Престол не признал его назначения).
- В 1917 г. в Грузии руководство грузинского экзархата Российской православной Церкви объявило о восстановлении былой автокефалии православной Церкви Грузии.
- В октябре 1921 г. на эмигрантском соборе духовенства в Югославии в Карловацах произошло создание русской зарубежной Церкви, до сих пор не признающей Московскую Патриархию. В настоящее время приходы русской зарубежной Церкви появились в самой России, а руководит ими епископ зарубежной Церкви в Суздале, назначенный митрополитом Русской зарубежной Церкви Виталием.
- В 1920-х годах образовалась Финляндская автономная Церковь, перешедшая из Московской патриархии под юрисдикцию Константинопольского патриархата.
- В 1920-е годы образовалась Польская, сначала автономная, а затем автокефальная Церковь.
- В 1951 г. признана автокефалия Чехословацкой Церкви.
- На территории РСФСР возникли временные автокефальные Церкви Ярославской, Иркутской, Томской, Челябинской и некоторых других епархий [15].
- В 1965 г. Парижская епархия ушла из Московской патриархии и стала экзархатом Константинопольского патриархата.
- Даже внутри Русской православной Церкви, подчиняющейся патриарху Алексею II, нет единства. Духовенство и миряне её поделились на консерваторов и либералов. Среди первых имеются монархисты, антисионисты (движение Русского национального единства). Среди либералов - сторонники демократического направления, противники исключительности православия и противники антисионизма.
В 2001 г. (согласно [25]) в России, кроме Русской православной Церкви (РПЦ), существуют следующие отколовшиеся от Русской православной Церкви:
- Российская православная автономная Церковь - 65 общин;
- РПЦ Зарубежная - 40 общин;
- Истинная православная Церковь (ИПЦ) - 65 общин;
- Российская православная свободная Церковью - 29 общин;
- Украинская православная Церковь Киевского Патриархата - 10 общин.
2. Православные люди сплошь поражены своемыслием и своеволием. Это следствие отсутствия в православии вероучительского авторитета и невежественности в богословии. Отсюда всё большее количество православных попадает в протестантские секты или секуляризуется и даже вовлекается в восточные культы.
3. Православие лишено духа апостольства. Оно никогда не наступает, а всегда пребывает в обороне. Казенный прозелитизм православия в Западном крае царской России лишь доказывал отсутствие истинного апостольского духа, ибо был основан исключительно на военном и административном принуждении. Общая численность номинальных православных христиан от общей численности населения всего мира составляет только 8 %, и большая их часть в России. А число практикующих православных в России составляет не более 4 %.
4. У православного духовенства нет чувства вселенской церковности. Это ее отсутствие делает православное священство пассивным и одиноким при перенесении жизненных бурь. Священники не обладают пастырской властью. Они одиноки. Средний православный священник не пастырь, а требоисполнитель. И по этой же причине православный народ не получает необходимого религиозного воспитания.
5. Православный обряд и построение богослужения не соответствует ментальности современного русского человека. Обряд этот формировался очень давно. Последние изменения в нём, кажется, произошли при патриархе Никоне в конце XVII века, когда из-за несогласия с Никоном в новых элементах обряда в Русской православной Церкви возник раскол на староверов и никониан (современных православных). С тех пор прошло около 300 лет и, конечно, люди за это время очень изменились. Вырос культурный уровень русского народа, большинство людей получило среднее и высшее образование в сравнении с почти полной неграмотностью населения около 300 лет назад. Сельское население в своём большинстве превратилось в городское. Изменились обычаи, правосознание, т. е. способ жизни человека и общества. А обряд остался прежний. В связи с общим ростом культуры людей изменились их эстетические вкусы. И что раньше касалось эстетически терпимым, теперь, в связи со знакомством людей с лучшими образцами искусства, через средства массовой информации, просвещение, музеи, уже часто со стороны людей встречает критическое отношение. - Так церковно-славянский язык явно устарел, его почти никто не понимает (а богослужение в православной церкви ведется на этом языке).
- В церквях нет должного порядка: хождение, разговоры, толкотня, отвлечение священника от своих занятий. - Некрасивый вид и одежда священника и дьякона, заросших гривою волос, с неухоженной бородой, часто пьяных.
- Негигиеничность обряда причастия, сопровождаемого облизыванием ложечки возможно больным человеком. - Неучастие мирян (кроме хора) в богослужениях из-за незнания церковно-славянского языка и религиозного невежества и хода богослужения.
- Религиозная малограмотность прихожан (не знают основ христианского вероучения).
- Помпезность, театральность богослужения вместо молитвы "в духе и истине" (см. Ин. 4:23).
- В самой литургии встречаются возгласы, потерявшие значение для сегодняшнего дня, например, призыв к охране дверей при входе в церковь (когда-то в церковь не впускали на литургию верных оглашенных, т.е. не крещенных).
Православный обряд в литургии не соответствует ментальности современного русского человека. Евангельские советы Христа о приведении обряда в соответствие с современной ментальностью людей во внимание не принимаются:
А) "Никто не вливает вина молодого (новую ментальность) в мехи ветхие (в старый обряд): иначе вино молодое прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые" (Мк. 2:22).
Б) "Суббота (то есть обряд) для человека, а не человек для субботы (обряда)" (Мк. 2:27).
Такой обряд отталкивает от себя современного человека своей архаичностью, помпезностью, театральностью, негигиеничностью, непониманием, неэстетичностью и иногда даже аморальностью церковнослужителей. В свою очередь, стремление к строгому соблюдению обряда и формальное соблюдение его дают пищу развитию фарисейства (религиозного лицемерия). "Посмотрите на меня. Я соблюдаю все обряды православной Церкви, как вы можете сомневаться в моей религиозности" - так мыслят о себе православные фарисеи, в то время как истинной любви к Богу и ближнему не имеют. А ведь ап. Павел сказал: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими... имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять... и если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13:1-3).
6. Моральность православных христиан низка: нечестность, пьянство, ругань, жестокость, лень, неряшливость, мордобой, распущенность, богохульство. Отсюда - отсутствие в русском народе внутренней дисциплины и неорганизованность нашего творчества, отсюда наша восточнославянская непроизводительность в труде и наша вечная культурная, а значит и материальная отсталость, а так же неприязнь к людям умственного труда, одаренным личностям, т. е. четко выраженный стадный инстинкт абсолютного большинства членов общества.
9. Об единстве христианской Церкви
Краткое изложение основных неудач нашей Родины явно показывает, что они стали возможны благодаря тому, что православная Церковь в определенные исторические периоды перестала быть совестью нации, которой она должна быть по своему назначению в соответствии со словами Христа: "Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям" (Мф. 5:13). Почему она перестала быть совестью нации? Почему "врата ада" одолели её? Коротко говоря, не вдаваясь в подробности, потому, что Церковь Христа, непобедимая "вратами ада", в соответствии со словами Христа в Евангелии может быть только Церковь, основанная на апостоле Петре: "Я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф. 16:18). Такой Церковью является католическая Церковь, ибо только она основана на апостоле Петре, который был её первым руководителем, епископом, Папой. Следовательно, чтобы русская Церковь стала также основанной на апостоле Петре, она должна воссоединиться с католической Церковью в одну Церковь так, как это было при принятии Русью христианства в 988 г. Тогда наша Церковь была в единстве с Апостольской Столицей, то есть она была католической Церковью, основанной на её камне - апостоле Петре.
То есть мы должны восстановить христианское единство, ибо такое единство - это не человеческая претензия, а это воля Божия и следующие цитаты из Нового Завете доказывают это.
1. "Я говорю тебе: ты - Пётр (по-гречески - камень, скала), и на сём камне Я создам Церковь Мою" (Мф. 16:18). Слово "Церковь" в данной цитате дано в единственном числе, что означает что Христос хотел создать только одну Свою Церковь.
2. "Не о них же (т. е. апостолах) только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будет всё едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в тебе, так и они да будут в нас едино" (Ин. 17:20-21).
3. "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора: и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин. 10:16).
4. "Сохраняйте единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф. 4:4-5).
5. "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16:17-18).
6. "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены в едином духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Апполосов; я Кифин, а я Христов. Разве разделился Христос?" (1Кор.1:10, 13). ...