Священник под рясой скрывает кагэбэшный погон.
Все помнят эту строку из песни Игоря Талькова и прекрасно понимают, что он имел в виду. Однако в этой фразе певца содержится невольная ложь. Здесь важно понимать две важные вещи.
1. Всё было наоборот: гэбэшник скрывался под рясой священника.
2. Когда мы говорим о периоде Советской истории, то очень часто не делаем различия между политикой Ленина, Сталина, Хрущова, Брежнева, Андропова и Горбачева. Почему-то для нас все годы их правления слились в один «кошмарный советский 74-летний период» (С октябрьского переворота 1917 до 8 декабря 1991 когда Беловежские соглашения привели к/или констатировали (кому как удобнее) развал Советского Союза).
Однако этот подход (кошмарные 70 лет) абсолютно противоречит выводам современных историков и культурологов. Я не буду сейчас оправдывать большевистский террор (1917-1923) и сталинские репрессии (1926-1953), не забываю и преследования инакомыслящих при Хрущеве и Брежневе. Нельзя забыть эти преступления, но можно и нужно простить гонителей.
В любом случае это только половина правды. Граница между кошмаром и властью с человеческим лицом проходит в 1953-55 гг.
Но даже раньше уже после ВОВ в обществе наметились положительные изменения, исчезли доносительство, страх и недоверие друг к другу. Смерть Сталина в какой-то степени затянулась.
В 1953 году сенсационным событием в стране стала публикация в первомайском номере «Литературной газеты» стихотворений о любви. Подборка стихов была помещена на первой странице там, где раньше помещалось очередное поздравление вождя. Так в Советском Союзе слово LOVE впервые поцеловало железную GLOVE.
Потом уже были и секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС, и публикация «Одного дня Ивана Денисовича», и полеты в космос и много-много хорошего и светлого. Знаком конца «оттепели» стало подавление «пражской весны» советскими танками в августе 1968 года. Весь мир понял: у русского солдата может быть лицо фашиста. Вряд ли это поняли большинство людей в нашей стране, после отставки Хрущева над страной вновь повис железный занавес.
Но конец 60-х не стал для Советского государства поворотом к сталинской политике. Абсолютно справедливо время это называют «застоем». Это время начала соцарта – профанации всего сакрального, что было нажито идеологией КПСС за долгие годы стояния у власти. Конец 60-х – это время поэмы «Москва – Петушки» Венечки Ерофеева, первых стиляг и даже первых советских битников. Это время не было кошмарным. Кто хотел трудиться на благо родины и во имя светлого будущего – трудился. Кто хотел быть в подполье, тот был там. Это было застойное время, но время относительной свободы для большинства.
Повторюсь. Я не идеализирую то время, т.к. могу без труда вспомнить сотни преступлений КПСС против личности и свободы совести. Но если забывать и хаять, хорошее, то останется только плохое.
- Будем друг другу про героические подвиги наших родственников рассказывать?
Я тебе привел не только частный случай. У меня есть и достижения советской космонавтики, и план ГОЭЛРО, и хрущовские пятиэтажки (в коей ты до сих пор судя по всему и живешь), и построенные по всей стране брежневки с т.н. улучшенной планировкой, и мирное развитие атома, и материальная помощь африканским странам, и даже автомат Калашникова, и великая победа в ВОВ и восстановление после войны.
- Я ничего не говорила про народ. Я говорила про государство. А это, к сожалению, две большие разницы...
Да! Надо тебе учить теорию государства и права! Ты Ленина читала? (просто интересно)
Советский народ – наполовину это дитя советского государства с его минусами и с его плюсами.
- "Наиболее яркой страницей, иллюстрирующей сервильную политику церковного руководства, является известное событие в истории РПЦ, Встреча произошла 4 сентября 1943 г., ночью, в Московском Кремле.
Между прочим это было событие в истории России. И результаты этой встречи были очень хорошими. [
www.krotov.info]
Что тебя смущает в этой встрече?
* «На третий вопрос митрополит Сергий ответил, что для проведения Собора никаких субсидий от государства они не просят».
* «Затем митрополит Сергий затронул вопрос об открытии церквей в ряде епархий, сказав, что об этом перед ним ставят [вопросы] почти все епархиальные архиереи, что церквей мало и что уж очень много лет церкви не открываются. ! При этом митрополит Сергий сказал, что он считает необходимым предоставить право епархиальному архиерею входить в переговоры с гражданской властью по вопросу открытия церквей».
* «Затем митрополит Алексий поднял вопрос перед т. Сталиным об освобождении некоторых архиереев, находящихся в ссылке, в лагерях, в тюрьмах и т. д.
Тов. Сталин сказал им: "Представьте такой список, его рассмотрим".
Сергий поднял тут же вопрос о предоставлении права свободного проживания и передвижения внутри Союза и права исполнять церковные службы бывшим священнослужителям, отбывшим по суду срок своего заключения, т. е. вопрос был поднят о снятии запрещений, вернее, ограничений, связанных с паспортным режимом».
Еще в январе 1943 Сталин разрешил Церкви (в ответ на просьбу мит.Сергия) открыть банковский счет. Де-факто она стала юридическим лицом. В церковный фонд для защиты страны верующие пожертвовали 3182143 рубля. Полмиллиона рублей было пожертвовано на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского. «К октябрю 1944 г. церковные пожертвования в этот фонд достигли 150 млн. рублей» (цит. по Д.В.Поспеловский. Русская православная Церковь, М., 1995. С.187)
- С раскрытием архивов КГБ СССР и Совета по делам религий выяснилось, что некоторые клирики и епископы РПЦ являлись осведомителями, агентами КГБ, выполнявшими задания тайной полиции, о чем существуют многочисленные публикации в российской и иностранной печати".
Это ложь. Осведомители, конечно, были. Но на Тайной вечере тоже ведь не один
Иуда сидел.
Вот как об этом Кураев в интервью говорит: [
www.kuraev.ru]
«— Но ведь не всегда КГБ прятался за подставными лицами и организациями.
— Первый звонок в мою дверь прозвучал через два дня после того, как я подал документы в семинарию. На пороге стоял человек и протягивал красную корочку: «Я капитан такой-то». В квартиру я его не пустил, говорил на лестничной площадке... И началось многолетнее ломание, которое (мы потом с друзьями сверили) обычно шло по вполне определенной схеме.
Разговор, как правило, начинался с лести. «Вы такой талантливый человек. У Вас и в миру есть все возможности. Куда Вы идете? Я вот Вам расскажу, этой весной был в семинарии жуткий случай: представляете, один преподаватель, монах-архимандрит, не буду называть его имени, пригласил к себе в келию семинариста якобы именины отпраздновать, споил коньяком и изнасиловал». Слава Богу, что я до поступления уже год проработал в семинарии вахтером, поэтому знал, что все это вранье. А на другого этот рассказ вполне мог произвести впечатление. Даже на встречах со своими «подопытными» КГБ занимался распространением клеветы на Церковь и церковных людей. Потом в ход пускается следующее.
«Андрей Вячеславович,— называет гость меня по отчеству,— я Вам должен сказать честно: кое-кто не хочет, чтобы Вы поступили в семинарию. В Загорском исполкоме почему-то очень косо на это смотрят. Но, знаете,— продолжает чекист,— мы готовы все уладить, помочь Вам. Однако у нас должны быть на то серьезные аргументы, что Вы не антисоветчик и честный человек; ну, подумаешь, верующий, с кем не бывает... Знаете что? Давайте еще paз встретимся, поговорим, все обсудим... Вы не могли бы зайти к нам в Загорске? — и оставляет свой телефон.— Спросите Александра Николаевича».
И я оказываюсь перед выбором. Вернуться в мир я уже не могу, там я со всем порвал, на работу меня тем более не возьмут. А главное — мечта служить Церкви, к которой я шел уже несколько лет. Или какой-то ни к чему не обязывающий звонок... Сдаю экзамены и поступаю, прекрасно понимая, что это зависело вовсе не от того, как я их сдам. Все поступающие проходили сквозь сито КГБ и Совета по делам религий.
— Вы позвонили ему?
— Да. Разговор вроде бы ни к чему не обязывает. «Как себя чувствуете? Все нормально? Как кормят? Не устаете? Ну и слава Богу. Всего доброго». Все.
В чем смысл такого разговора? Человек позвонил, и это главное. Это своего рода проба на «советскость», тест на определение: диссидент ты или нет. Я не был диссидентом, меня не прельщал этот путь. И брезгливости от контакта с органами власти я не испытывал. Контакт контактом. Главное — не переступать черты: «не стучать», не сообщать им информации, которая могла бы помочь им в травле других людей.
В 60–70-е годы таким собеседованиям и такой фильтрации подвергались практически все семинаристы. Я поступил в 1986 году. Тогда фильтрация стала уже выборочной: обращали внимание лишь на тех, кто подает надежды, кто кем-то в Церкви непременно станет, если не завтра, то послезавтра. Мой класс в семинарии был элитарным, в нем учились только люди с высшим образованием. С нашим-то классом они и «работали». Между прочим, в нашем классе мы друг от друга этих контактов не скрывали, и более того — предупреждали друг друга: «Сегодня меня вызывают в известное место. Если что-то случится, то я там». Когда возвращались со встречи, рассказывали, о чем шла речь, о ком спрашивали, предупреждали, над кем нависла опасность.
— А где проходили такие встречи?
— Приходило, например, извещение с почты о посылке, идешь за ней, а там человек в сером плаще. Иногда самым неприкрытым образом караулили у выхода из семинарии: «Следуйте за нами». Приводили в конспиративное место. Их было несколько: в гостинице, в загсе, в Государственном музее, который находился в Лавре. Последнее предназначалось исключительно для бесед с монахами, которые за пределы монастыря выходили редко.
Начинался разговор. События не форсировались, ведь система была рассчитана навечно, на всю человеческую жизнь. Они это знали, и мы — тоже. Сначала ничего не предлагали — просто «приручали». Они уже знали о нас все, даже больше, чем мы сами. Ясно было, что у них есть и хорошо разработанные методики психологической обработки. Первые фразы обязательно были «высокие»: «Мы так же, как и вы, хотим блага Православной Церкви». Осторожное касание политики. А затем — ни к чему не обязывающая болтовня. Какие-то пустяки, Но каждый раз добавляется по песчинке. Например, показывают фотографию кого-нибудь из моих сокурсников по семинарии и говорят: «Нам только что передали карточку, надо теперь узнать имя, вы не можете нам помочь?». Конечно, они и имя его знают, и уж тем более фамилию. Просто это делалось для того, чтобы хоть полную чепуху, хоть совершенный «пустячок», но человек сделал по их просьбе.
— Подписку требовали?
— До требования в моем случае дело не дошло, но уговоры были. Типа: «Ну, пожалейте меня, на меня мое начальство давит. Мы с Вами уже год встречаемся, а никаких результатов, я же должен чем-то отчитаться, хоть что-то начальству предъявить. А Вас это в общем-то ни к чему и не обяжет…». Подписки на сотрудничество я не давал. Самое серьезное «предложение», которое было сделано,— написать свои соображения о том, как улучшить... противопожарную безопасность здания семинарии. Это на самом деле была очередная «наживка» — просто надо было приучить человека к тому, что он им все время что-нибудь пишет.
— Но где вербовка, там и шантаж…
— Да, использовались и методы неприкрытого шантажа. Например, заводились у семинариста знакомые в городе. Его приглашали в гости, а это оказывалась специально оборудованная квартира. А дальше все, как в детективе. Подсыпают кое-что в рюмочку, человек впадает в беспамятство. А месяца через два ему показывают разные пикантные фотографии. Прием, кстати говоря, формально в органах запрещенный, но им пользовались в работе и с семинаристами, и с секретарями обкомов. Во всяком случае, однажды у меня возникло подозрение, что меня втягивают именно в такой сценарий,— и пришлось спешно убегать от одной знакомой…
— А просто сказать «нет» чекистам было нельзя?
— Открыто, по-моему, мало кто решался. Но можно было прибегнуть к разного рода уловкам типа «я потерял ваш телефон» или «я должен посоветоваться со своим духовником или с ректором». Последних, кстати, такого рода советы не смущали. Мы действительно с ними советовались, и никого это не удивляло. Один из нас, правда, поступил остроумнее всех: он предупредил чекистов, что во сне разговаривает. И, знаете, отстали...
— Но не все же беседы были формально-бессодержательными?
— Дальше чекисты предлагают давать какие-то отзывы. Сначала — об иностранцах. На это ведь легче согласиться: иностранцы приехали и уехали, говори и пиши что хочешь, никто от этого не пострадает. Но протокол составят: «Такой-то и такой-то по нашему заданию встречался с гражданином такой-то страны. Показывает то-то и то-то»... Но приходит день, когда надо «повязать» человека окончательно: сделать агентом и дать ему кличку. Мой Александр Николаевич мне так прямо и сказал: «Понимаете, я ведь отчитываюсь перед начальством, и я должен как-то называть Вас». Я предложил все-таки называть меня по фамилии и никакой клички не взял. Другие поступали иначе. Иногда давали клички и без ведома».
- [atheismru.narod.ru] - это официальное поздравление патриархом Алексием 1-м И.В. Сталина с 70-летием.
Это очень сложный документ. Его нельзя однозначно отнести к доказательству какого-либо предательства. Этот Адрес стоит прочитать внимательно. Само по себе поздравление Сталина с днем рождения – это еще не преступление. Пустая формальность. Кстати, составлением такого рода документом в РПЦ занимался всегда один человек. А все эти поздравления или слова памяти назывались «буевинами» по фамилии этого человека. Т. е. в РПЦ понимали формальность этих поздравлений, похожих друг на друга, но и не считали это нормальным. Этот же Патриарх к примеру положительно отозвался о катакомбниках, сказав, что «эти миряне спасут Церковь».
В этом официальном поздравлении можно выделить три составляющих
1. Жанровая формальность, присущая таким документам.
«искренние и сердечные поздравления … вместе с горячими пожеланиями» и др.
2. Ни к чему не обязывающий пересказ известного:
«когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъема» и др.
3. Слова благодарности за РЕАЛЬНОЕ добро, которое Сталин сделал для Церкви.
«благосклонно отнеслись к их планам благоустроения церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году»,
4. Скрытый упрек. Декларируемые права в Конституции не соблюдались.
«мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства» и др.
5. Угодливые слова и слова неправды.
«мы видим в Вашем лице… отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами» и др.
Справедливости ради надо сказать, что этих последних угодливых и неправдивых слов намного меньше, чем слов благодарности за реальное добро для Церкви.
Но не логично от поздравительного документа ожидать обличения и осуждения Сталина. Это все-таки другой жанр.
- Католики, в отличие от тебя, преступления своих предков не отрицают.
Я тоже не отрицаю преступления своих предков. Но и клеветать на своих предков тоже не собираюсь.
- Наша разница в том, что свои мерзкие рожи мы выводим на чистую воду и твердо знаем такое слово, как раскаянье.
Я тебе больше скажу, мы знаем, что такое деятельное раскаяние. Просто попросить прощения за католиков, живших несколько веков назад, это легко. Но к примеру РПЦ МП просто не перед здесь каяться, кроме как перед староверами. А перед ними уже лет 30 как покаялись. У староверов сейчас нет никаких претензий к РПЦ МП. Это два друга и соседа, кои помогают друг другу. Это так и есть сегодня.
В чем еще каяться? В том, что отдельный иерарх подписал какую-то декларацию? Но во-первых, всё это время будучи местоблюстителем патриарха, он сам всегда осознавал, что находиться в положении курицы, которая находится в корзинке повара. Настает момент и выхватывают следующую курицу. Во-вторых, и нравственную оценку этой декларации РПЦ МП тоже уже давно дала («много слов неправды в Декларации…»).
А никакого предательства не было.
Никто не мешал духовенству эмигрировать или снять с себя сан. Всё это советская власть настоятельно пыталась сделать со всеми иерархами. Но все они предпочли родину эмиграции, священство миру, все предпочли остаться мишенью в тире с плохими стрелками. Ив этих тяжелейших условиях они не забывали выполнять свой долг христианского пастыря. Их судить и обличать может только Бог.
«Нынешняя Церковь в нашей стране – пленная, угнетенная, подавленная, но отнюдь не падшая!», «Если бы грехи иерархов перекладывались на верующих, то не была бы вечна и непобедима Христова Церковь, а всецело зависела бы от случайностей характеров и поведений».
«Не человеческими весами взвесить кто кого должен тут оказаться достоин по силе страданий, по силе раскаяния и по силе веры своей».
Солженицын, находясь в СССР, написал письмо Патриарху Пимену (1972) с осуждением патриархии за молчание о гонениях. Но потом он сказал так: «пересеча границу, я утерял право повторить». (цит. по Д.В.Поспеловский. Русская православная Церковь, М., 1995. С.236-237).
Сейчас мы тоже находимся в положении пересекших границу.
- А вы пытаетесь делать красивое лицо при плохой игре.
Это неправда. Игра была и есть честная. А лицо у РПЦ МП – это лицо христианской Церкви. РПЦ МП официально признала неправду церковной политики 20-40-х гг.
Осудила Декларацию мит.Сергия.
- Я, собственно, католичкой стала в том числе и по той причине, что католики нашли в себе мужество канонизировать Жанну.
РПЦ МП канонизировала целый сонм новомучеников, которые не только погибли за свою веру, но и молились за гонящих их советскую власть. У католиков одна св.Жанна, а у нас их тысячи.
- Я поняла, что эти люди не трясутся над своим добрым именем и ради него не станут подминать под себя историческую реальность.
Если тебе верить, то у тебя классический случай любви зла. Любовь зла, полюбишь и козла. В отрицании одного (РПЦ) ты находишь поддержку в другом (РКЦ).
Жаль, что твоя вера началась с НЕ.
«Историческую реальность» никто не подминает. Лучше про историю тебе пока не говорить, а то всё как-то не реально получается.
- А людям, способным на покаяние, я всегда верила больше, чем лицемерам.
Я тоже всегда верил тем, кто способен на деятельное покаяние, а не тем, кто лицемерит на словах, но ничего не делает на деле.
> Ты лжешь.
- Не тебе судить об этом. Ты слишком поглощен войной.
В данном случае судить мне, потому что ты оболгала Церковь Христову и вдобавок показала свою не компетентность. Моя война – это война оборонительная. Агрессором-хирургом в данном случае выступаешь ты.
> Патриарх Тихон признал большевиков за «высшее наше правительство», но убийство царя назвал «ужасным делом».
- Политкорректность, однако!
Это отношение настоящего христианина к преступлению, совершенного государством. Это печалование перед законной государственной властью.
- А то, что было после патриарха Тихона ты читал? Про 20-40-е годы?
Читал. И что же там было? Ты имеешь в виду несколько миллион пожертвований РПЦ МП на войну или танковую бригаду «Дмитрий Доснокой»?
Но что знаменательно от обвинения в ВСЕЙ РПЦ МП, ты перешла к вполне к конкретным фамилиям и датам. Патр. Сергий, 20-40-гг. Очень локализовались твои обличения. Я рад этому.
- Первые христиане не произносили имени Нерона рядом с именем Христа. Они считали это преступлением. Вот об этом-то я и говорю.
Что это за эпитеты? Какие конкретно строчки тебя смущают?
В 1943 году (год подчеркиваю) РПЦ МП и все православные христиане молилась за Сталина: «о возглавляемом Богом дарованным вождем…многия лета»
[
slovotech.nm.ru]
Другим пунктом критики является поминовение советской власти за богослужением. Оно было осуществлено при Патриархе Тихоне. Формула поминовения была выработана под личным руководством священномученика
епископа Иллариона (Троицкого). Если до революции молились о благоденствии царской власти: «о еже покорити под нози его всякого врага и супостата», то в современной редакции не указывалось о чем молиться - вразумлении и обращении на путь истинный или избавлении от нее. (Прот. В. Виноградов. Указ. Соч. с. 17). Святой Дионисий Александрийский и священномученник Киприан Карфагенский перед своими судьями явно исповедовали от лица всех христиан, что они «молятся истинному Богу за всех людей, о благоденствии самого императора и о спокойствии его правления». (Цит. по: Архимандрит Макарий. Поведение древних христиан. М. 1996, с.17) Не забудем, что речь шла о языческом императоре - гонителе христиан. (Противники Сергия утверждают, что советская власть - власть безбожная, антихристова. Им противоречит ответ митрополита Антония (Храповицкого) на впорос о том, является ли большевистская власть, властью Антихриста: «Много чести, просто разбойники».) В этом смысле эпоха Сергия не внесла ничего нового, народ спокойно отнесся к завещаниям и декларациям, как к вынужденному шагу.
В публичных выступлениях в печати митрополит Сергий отрицал факт преследования верующих, но нигде в западных СМИ не считали положение церкви в СССР подлинно свободным. Здесь уместно заметить, что вопросы о закрытии храмов были скорее провокационными в эпоху, когда на свободе оставалось четыре епископа. А потому и ответы митрополита о закрытии церквей по просьбе верующих скорее надо считать не ложью, а юродством.
[
drevo.pravbeseda.ru]
В противоположность этому Восточная Церковь всегда исповедовала учение о власти как о богоустановленном принципе, незавимом от личности властителя, поэтому можно и необходимо молиться за любые власти, в том числе за власти гонителей и богоборцев. Примеры таких молитв и призывы к ней во множестве мы находим в Древней Церкви, в писаниях мужей апостольских и христианских апологетов.
Свт. Климент Римский, в "Послании к Коринфянам", написаном сразу же после гонений Домициана около 96-97 гг., призывает христиан "покорны быти князем и вождем нашим на земли" (60:4) и приводит такую молитву:
"Ты, Владыко, дал еси власть царства им великолепия и неизреченныя Твоея державы ради, во еже познати нам данную Тобою славу и честь покоряться им и ничимже противиться воле Твоей. Подаждь сим, Господи, здравие, мир, единомыслие, благосостояние, во еже исполняти им данное Тобою водительство неблазненно... Исправи совет их ко благому и угодному пред Тобою, яко да совершающе в мире и кротости благочестно данную им Тобою власть, обретут Тя милостива" (61:1-2).
Свт. Поликарп Смирнский, пострадавший 23 февраля 155 г. при Антонинах, в "Послании к Филиппийцам" пишет:
"Молитесь также за царей, за власти и князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех, и сами вы были совершенны" (12).
Св. Иустин, мученик, в своей "Первой апологии", написанной около 150 г., пишет о том, что христиане молятся за римскую власть (17).
Сенатор Аполлоний, мученик, пострадавший при императоре Коммоде около 182-185 гг., в своей апологии на суде говорит:
"Что касается жертв, то мы, христиане, приносим бескровную жертву Богу... за одаренные душой разумные образы, которые назначены Провидением управлять на земле. Посему согласно с учением Божиим, мы молимся Тому, кто обитает на небе и есть Единый Истинный Бог, чтобы (власти) право правили на земле, потому что мы с несомненностью знаем, что он (Коммод) поставлен императором никем другим, как только тем Единым Истинным Богом".
Афинагор, афинянин, в 37 главе своей апологии "Предстательство за христиан", написанной около 175-178 гг. при императоре Марке Аврелии, пишет, что христиане молятся за власть, чтобы сын наследовал от отца царство и чтобы власть кесарей все больше распространялась и утверждалась, и чтобы все ей покорствовали. Это полезно и самим христианам, чтобы вести жизнь тихую и безмятежную и охотно исполнять повеления власти.
Свт. Феофил Антиохийский, в своей апологии "Три книги к Автолику", написанной около 180 г., пишет:
"Поэтому буду скорее почитать царя, нежели богов ваших, почитать, не поклоняясь ему, но молясь за него... Царя же почитай благорасположением к нему, повиновением ему, молитвой за него. Поступая так, исполнишь волю Божию. Ибо закон Божий говорит: Бойся, сын мой, Господа и царя, с мятежниками не сообщайся (Притчи, 24:21)".
Сама идея (в христианстве) религиозного противодействия мирским властям -- иудейского происхождения. Она возникла в среде иудеохристиан в 1 в. -- пер. пол. 2 в. под влиянием иудейских зилотских сект. Св. Ипполит Римский повествует ("Философумен" 18-28) об ессейской секте зилотов-сикариев, которые убивают всех спорящих о законе. Они не носят монет с изображением кесаря и не признают никого властителем, кроме Бога. Об этой иудейской секте упоминает и Иосиф Флавий ("Иудейские древности", 18, 23). Иудейский зилотизм, как форма политической деятельности, отрицающая любую форму власти кроме теократии, постепенно сошел на нет после восстания Бар-Кохбы в 135 г., но передал свой импульс в среду иудеохристиан. Импульс, с которым в дальнейшем Восточной Церкви приходилось бороться как в самом начале своей истории (см. "Дидахе"
, так и далее (см. михианскую и арсенитскую схизмы), и который постепенно стал преобладающим в Западной Церкви со времен августинизма.
> Не нравится? А ты попробуй так молиться за своего врага
- Я еще раз повторяю: заповедь любви к врагам не предполагает предательства друзей.
Факт предательства тобой не установлен, но по-моему у тебя просто мания на предателей.
Я же тоже по-твоему Иуда. При чем я не понимаю: это просто такая твоя горячность (все предатели) или ты серьезно считаешь РПЦ МП предательской организацией и меня тоже предателем?
> во-первых, могло подвергать только государство
- Запрещать в служении могло тоже только государство???
Кого конкретно?
- Убили твоего брата, а ты его убийце поешь многая лета и раздаешь комплименты..
Прикольное самопожертвование у вас, ребятки...
И осознаешь, что завтра убьют тебя. И при этом не боишься за свою жизнь, а боишься
за жизнь других людей. Церковь была гонима.
- Интересная у вас экклезиология, господа... Раскольников уже "оппозицией" называют...
Те о ком я писал, не были раскольниками. Они просто не соглашались с церковной политикой в отношении сталинского государства. Какие же они раскольники? Это братья во Христе. Был такой не гласный договор между РПЦ МП И РПЦЗ: вы критикуйте и обличайте, а мы будем все отрицать.
- Сталин откровенно смеялся над ними, а они со страху не знали, как отвечать вождю народов...
Ты всегда предпочитаешь советский народный фольклор историческим документам?
- Что сделала РПЦ МП для того, чтобы избавиться от роли, так рьяно навязываемой ей светскими властями? Что сделала РПЦ МП, чтобы переменить эту ситуацию?
Не понял вопроса. А каком периоде идет речь? Если о современности, то я уже говорил неоднократно об Основах социальной концепции.
А если о советском периоде, то вопрос поставлен не корректно. Правильнее так: что делала РПЦ МП, чтобы избавиться и дальше по тексту.
Сформулируй еще раз. Я готов ответить на оба вопроса.