Папа Пий XI
Divini Redemptoris
О безбожном коммунизме
Патриархам, Примасам, Архиепископам, Епископам и иным ординариям, в мире и общении с Апостольским Престолом пребывающим.
Достопочтенные братия, желаем вам здоровья и посылаем апостольское благословение.
1. Обещание Божественного Искупителя озарило первую страницу истории человечества, и твердая надежда, проистекающая из него, смягчила острую боль сожаления об утерянном рае. Надежда сия сопровождала род людской на его тяжелом пути до тех пор, покуда не настала полнота времен и долгожданный Спаситель не пришел, чтобы положить начало новой вселенской цивилизации, цивилизации христианской, премного превосходящей даже те, что к той поре создали тяжким трудом иные, наиболее передовые, нации.
2. Тем не менее, в мире сохранилась борьба между добром и злом - горестное наследие первородного греха. Не прекращал и древний искуситель совращать человечество лживыми посулами. По сей причине ход веков одно за другим сопровождали потрясения, вплоть до революции, случившейся в наши дни. Сия современная революция, можно сказать, воспылала или угрожает воспылать повсеместно; она превосходит размахом и яростью все прошлые преследования, что устраивались против Церкви. Целые народы сталкиваются с опасностью откатиться к варварству худшему, нежели то, что душило наибольшую часть мира в дни пришествия Искупителя.
3. Эта грозная опасность, как вы уже догадались, достопочтенные братия, есть большевистский и безбожный коммунизм, цель которого - разрушить общественный порядок и подорвать самые основы христианской цивилизации.
4. Перед лицом подобной угрозы Католическая Церковь не может молчать и не молчит. Прежде всего, сам Апостольский Престол не преминует возвышать Свой голос, ибо осознает, что присущая ему общественная миссия состоит в защите правды, справедливости и всех тех вечных ценностей, которыми коммунизм пренебрегает или на которые нападает. С тех самых дней, когда формировались группы "интеллектуалов", самоуверенно предпринимавшие попытки избавить цивилизацию от уз нравственности и религии, Наши Предшественники открыто и ясно привлекали внимание мира к последствиях дехристианизации человеческого общества. По отношению к коммунизму блаженной памяти достопочтенный Наш Предшественник Пий IX еще в 1846 году провозгласил торжественное осуждение, которое подтвердил в словах Силлабуса, направленного против "постыдного учения так называемого коммунизма, кое совершенно противоречит естественному закону и, если будет когда-либо принято, полностью уничтожит права, собственность и имущество всех людей и само общество"1. Позднее другой из Наших Предшественников, бессмертный Лев XIII, в Своей энциклике "Quod Apostolici Muneris", нарек коммунизм "пагубной чумой, проникающей в кости человечества, лишь чтобы привести его к гибели"2. Ясным прозрением указал он на то, что атеистические движения, распространившиеся среди людских масс в век машин, коренятся в той философской школе, что веками старалась оторвать науку от жизни Веры и Церкви.
5. Мы сами, во время Нашего Понтификата, часто и с горячей настойчивостью разоблачали нынешнюю моду на атеизм, подъем которой Нас тревожит. В 1924 году, когда из Советского Союза вернулась наша благотворительная миссия, Мы осудили коммунизм в особой аллокуции3, обращенной Нами ко всему миру. В Своих энцикликах "Miserentissimus Redemptor"4, "Quadragesimo Anno"5, "Caritate Christi"6, "Acerba Animi"7, "Dilectissima Nobis"8 Мы торжественно протестовали против преследований, развязанных в России, Мексике, а теперь и в Испании. Две Наших прошлогодних аллокуции - первая по случаю открытия Международной выставки католической печати, вторая - во время аудиенции, данной Нами испанским беженцам, - а также Наше послание на последнее Рождество пробудили по всему миру эхо, которое еще не утихло. По сути, наиболее упорные враги Церкви, что из Москвы борьбу против христианской цивилизации, сами свидетельствуют своими непрестанными нападками, словом и делом, о том, что по сей час Папство продолжает верно защищать святилище христианской религии и чаще и действенней, нежели любая другая общественная власть на земле, привлекает внимание общества к угрозе коммунизма.
6. К великому Нашему удовлетворению, достопочтенные братия, вы уже, посредством личных и даже совместных пастырских Писем, точно передали и объяснили верным сии предостережения. Но несмотря на Наши частые отеческие предупреждения, угроза лишь день ото дня возрастает, причина чему - деятельность хитроумных агитаторов. Посему Мы полагает Своим долгом вновь возвысить Свой голос, издав еще более торжественное послание в соответствии с традицией Апостольского Престола, Учителя Истины, и с желанием всего католического мира, что делает появление подобного документа более чем естественным. Мы верим, что эхо Нашего голоса достигнет каждого разума, свободного от предрассудков, и каждого сердца, искренне желающего блага человечеству. Тем более Мы хотим сего, что Наши слова ныне получают прискорбное подтверждение, ибо Мы зрим горькие плоды пагубных идей, которые предвидели и предсказывали, и плоды эти страшно умножаются в зараженных странах и угрожают всем прочим странам мира.
7. Посему Мы желаем еще раз изложить краткий перечень принципов безбожного коммунизма в том виде, в каком они проявляются, прежде всего, в большевизме. Желаем также выявить метод его действий и, в противопоставлении с его лживыми принципами, ясную доктрину Церкви, дабы вновь, с возросшей настойчивостью, внедрить меры, при помощи которых христианская цивилизация, подлинный civitas humana, может быть спасена от сатанинского бича, и не только спасена, но и улучшена ради блага человеческого общества.
8. Коммунизм наших дней более подчеркнуто, нежели подобные движения в прошлом, содержит в себе ложную мессианскую идею. Псевдоидеал справедливости, равенства и братства в труде насыщает всю его доктрину и деятельность обманным мистицизмом, который придает массам, попавшим в ловушку иллюзорных обещаний, ревностный и заразительный энтузиазм. Это особенно верно в такой век, как наш, когда неравное распределение мирских благ привело к необычайной нищете. Сей псевдоидеал даже хвастливо выдается за причину определенного экономического прогресса. По сути же дела, в случаях, когда оный прогресс действительно существует, подлинные его причины совершенно иные, как, например, усиление индустриализма в странах, прежде почти что его лишенных, эксплуатация огромных природных ресурсов и использование самых жестоких методов, обеспечивающих выполнение гигантских проектов при минимальных затратах.
9. Доктрина современного коммунизма, часто скрывающаяся под самыми соблазнительными украшениями, по сущности своей основана на принципах диалектического и исторического материализма, защищавшихся ранее Марксом. Теоретики большевизма утверждают, что лишь они одни способны к их подлинной интерпретации. Согласно этому учению, в мире есть лишь одна реальность - материя, эволюция слепых сил которой порождает растения, животных и человека. Каждое человеческое общество есть ничто иное как феномен и форма материи, эволюционирующей в одном и том же направлении. Материя, согласно закону неизбежной необходимости и посредством непрерывного противоборства сил, продвигается к конечному своему состоянию - бесклассовому обществу. Очевидно, что в подобной доктрине нет места идее Бога; нет различия между материей и духом, между душой и телом; нет ни сохранения души после смерти, ни какой-либо надежды на будущую жизнь. Настаивая на диалектическом аспекте своего материализма, коммунисты утверждают, что конфликт, ведущий мир к конечному его состоянию, может быть ускорен человеком. Посему они стараются обострить антагонизм, существующий между различными классами общества. Таким образом, классовой борьбе, с проистекающей из нее яростной ненавистью и разрушением, придаются черты крестового похода на благо прогресса человечества. Другой стороны, любые иные силы, поскольку они противостоят подобному систематическому насилию, должны быть уничтожены как враждебные людскому роду.
10. Более того: коммунизм лишает человека свободы, отнимает у человеческой личности все ее достоинство и убирает все нравственные ограничения, сдерживающие порывы слепого влечения. Не признаются никакие права индивидуума по отношению к коллективу, человеческой личности не предоставляется никаких естественных прав, поскольку в коммунистической системе она является лишь шестеренкой. Кроме того, в отношениях человека с другими людьми коммунисты придерживаются принципа абсолютного равенства, отвергая любую иерархию и божественно установленную власть, в том числе - родительскую. То, что именуется властью и подчинением, выводится из единственного источника - общества. Не признаются за человеком и никакие права собственности на материальные блага или средства производства, ибо, поскольку таковые являются источником дальнейшего возрастания богатства, обладание ими давало бы одному человеку власть над другим. По этой самой причине все формы частной собственности должны быть отменены, так как они порождают все экономическое порабощение.
11. Отказывая человеческой жизни в каком-либо священном или духовном характере, подобная доктрина логично превращает брак и семью в чисто искусственный и гражданский институт, результат определенной экономической системы. Не существует брачных уз юридико-нравственной природы, не подлежащих воле человека или коллектива. Посему, разумеется, мысль о нерушимости брака подвергается насмешке. Коммунизм в особенности характеризуется отвержением всяких уз, привязывающих женщину к семье и дому, и в качестве основополагающего принципа провозглашается ее эмансипация. Она отвлекается от семьи и заботы о детях, чтобы вместо этого быть брошена в общественную жизнь и коллективное производство на тех же условиях, что и мужчина. Забота о доме и детях передается коллективу. Наконец, родителям отказывают в праве на воспитание детей, поскольку оно полагается исключительной прерогативой общества, лишь во имя и по поручению которого родители и могут этим правом пользоваться.
12. Каковы могут быть условия в человеческом сообществе, основанном на подобных материалистических убеждениях? Оно превратится в коллектив, лишенный какой-либо иерархии за исключением проистекающей из экономической системы. У него будет лишь одна миссия - производство материальных предметов путем коллективного труда, затем, чтобы можно было наслаждаться мирскими благами в раю, где всякий "отдает по возможностям" и "получает по потребностям". Коммунизм признает за коллективом право, или, лучше сказать, неограниченные полномочия, призывать индивидуумов на службу коллективу без учета их личного благосостояния, так что для принуждения непокорных законным объявляется даже применение насилия. В общинной нравственности и законах коммунизма нет ничего, кроме укрепления существующего экономического порядка, чисто земного по происхождению и неподобающего по природе. Одним словом, коммунисты утверждают, что положили начало новой эре и новой цивилизации, являющейся результатом слепой эволюции, вершиной которой станет существование человечества без Бога.
13. Когда все люди, наконец, усвоят коллективистское умонастроение этой утопии - подлинно бесклассового общества, политическое Государство, которое коммунисты воспринимают лишь как инструмент подавления капиталистами пролетариата, потеряет все причины к существованию и исчезнет. Однако до тех пор, пока сия благая пора не наступит, Государство и государственная власть предоставляют коммунизму самые действенные и обширные возможности для достижения их целей.
14. Таково, достопочтенные братия, новое Евангелие, которое большевистский и безбожный коммунизм предлагает миру в качестве благой вести освобождения и спасения! Это система, полная ошибок и софизмов. Она противоречит как разуму, так и Божественному Откровению. Она подрывает общественный порядок, поскольку ставит своей целью разрушение его основ, поскольку пренебрегает подлинным происхождением и назначением Государства, поскольку отрицает права, достоинства и свободу человеческой личности.
15. Как возможно, чтобы подобная система, давно уже опровергнутая научно, а теперь и доказавшая свою ошибочность на опыте, как возможно, вопрошаем Мы, чтобы подобная система столь стремительно распространилась во всех частях света? Объяснение состоит в том факте, что мало кому удается постичь природу коммунизма. Большинство людей вместо этого уступают обольщению, искусно сокрытому под самыми необычайными обещаниями. Утверждая, что единственное его желание - улучшить положение трудящихся классов, призывая к устранению вполне действительных злоупотреблений, порожденных либеральным экономическим порядком, и требуя более справедливого распределения мирских благ (цели эти всецело и несомненно законны), коммунист пользуется существующим в настоящее время всемирным экономическим кризисом, чтобы привлечь в сферу своего влияния даже те слои населения, которые в принципе отвергаю любые формы материализма и терроризма. И как всякая ошибка содержит долю правды, частичные истины, упомянутые Нами, хитроумно представляются в соответствии с условиями места и времени, чтобы, когда необходимо, скрывать омерзительную жестокость и бесчеловечность коммунистических принципов и методов. Поэтому коммунистический идеал захватывает многих благорасположенных членов общества. Они, в свою очередь, делаются апостолами этого движения среди молодой интеллигенции, еще недостаточно зрелой, чтобы распознать присущие этой системе ошибки. проповедники коммунизма искусны также в эксплуатации расовых противоречий и политических разделений и противоборств. Они пользуются недостатком ориентации, присущей современной агностической науке, чтобы проникать в университеты, где подкрепляют принципы своего учения псевдонаучными аргументами.
16. Чтобы объяснить слепое принятие коммунизма столь многими тысячами рабочих, надобно помнить, что путь к нему был заранее проложен той религиозной и нравственной нищетой, к которой привела трудящихся людей либеральная экономика. Даже по воскресеньям и святым праздникам рабочие смены планировались таким образом, что у них не оставалось времени исполнять свои непременные религиозные обязанности. Никто не думал ни о строительстве церквей на удобном расстоянии от фабрик, ни о содействии работе священника. Напротив: активно и настойчиво рекламировалось обмирщение, и в результате мы ныне пожинаем плоды ошибок, столь часто осуждавшихся Нашими Предшественниками и Нами самим. Неудивительно, что в уже до значительной степени дехристианизированном мире распространяются коммунистические заблуждения.
17. Есть и еще одно объяснение быстрому распространению коммунистических идей, просачивающихся ныне в каждую нацию, будь она велика или мала, развита или отстала, так что ни один уголок земли от них не свободен. Объяснение это кроется в пропаганде столь воистину дьявольской, что подобной ей мир, быть может, никогда прежде не видывал. Она направляется из одного общего центра. Она ловко приспосабливается к разнообразным условиям жизни различных людей. В ее распоряжении огромные денежные средства, гигантские организации, международные съезды и бессчетное число обученных сотрудников. Она пользуется памфлетами и очерками, кинематографом, театром и радио, школами и даже университетами. Мало-помалу она проникает во все людские классы и достигает даже самых благоразумных слоев общества, так что мало кто осознает, какой яд все больше отравляет их умы и сердца.
18. Третий могущественный фактор, способствующий распространению коммунизма, это заговор молчания, в который вступила немалая часть некатолической печати мира. Мы говорим о заговоре, поскольку иначе невозможно объяснить, как печать, обыкновенно столь энергично эксплуатирующая даже незначительные события повседневной жизни, способна так долго молчать об ужасах, творящихся в России, в Мексике и даже в больших районах Испании, и отчего она так относительно мало говорит касательно столь огромной мировой организации, как российский коммунизм. Молчание это отчасти порождено близорукой политикой и поддерживается разнообразными оккультными силами, давно трудящимися над низвержением Христианского Миропорядка.
19. Пока же прискорбные следствия этой пропаганды находятся пред нашими глазами. Там, где коммунизму удалось утвердить свою власть - и здесь Мы с особой любовью мыслим о народах России и Мексики - он прилагает все возможные усилия, как открыто хвастают его воинствующие поборники, к разрушению христианской цивилизации и христианской религии путем изгнания всякой памяти о них из сердец людей, особенно - молодежи. Епископов и священников изгоняли, приговаривали к принудительному труду, расстреливали и умерщвляли бесчеловечным образом; мирян, заподозренных в защите своей веры, высмеивали, преследовали, привлекали к суду и бросали в тюрьмы.
20. Даже там, где бич коммунизма не успел еще вполне проявить свои последствия, как видим мы в возлюбленной Нашей Испании, он, увы, уравновесил сие более ярой жестокостью своего нападения. Там не только разграблена та или иная церковь или отдаленный монастырь, но, в меру возможностей, каждая церковь и каждый монастырь подверглись разрушению. Всякий след христианской религии был уничтожен, даже если он был неразрывно связан с редчайшими памятниками искусства и науки. Неистовство коммунизма не ограничилось избиением без разбора епископов, тысяч священников и монашествующих обоих полов; он прежде всего выискивает всех, кто посвятил свою жизнь благополучию рабочих классов и бедноты. Но большинство его жертв были мирянами всех состояний жизни и классов. Даже до нынешнего мига множество их почти ежедневно убивают по одному тому обвинению, что они добрые христиане или по меньшей мере противостоят безбожному коммунизму. И страшная эта бойня творится с такой ненавистью и диким варварством, какие никто не считал возможными в наш век. Ни один человек в здравом рассудке, ни один государственный деятель, сознающий свою ответственность, не может не содрогнуться при мысли о том, что то, что делается сегодня в Испании, может завтра повториться в других цивилизованных странах.
21. Нельзя также сказать, что зверства эти - явление преходящее, обыкновенно сопутствующее всякому великому перевороту, отдельные издержки, свойственные любой войне. Нет, они есть естественный плод системы, лишенной всяких внутренних ограничений. Определенные ограничения человеку, как отдельному, так и в обществе, необходимы. Даже у варварских народов была эта внутренняя сдержка - естественный закон, вписанный Богом в сердце каждого человека. Там же, где сей естественный закон высоко почитался, древние нации достигли великолепия, до сих пор поражающего - больше, чем оно того заслуживает - иных недалеких историков. Но вырви саму идею Бога из людских сердец, и они будут непременно побуждаемы своими страстями к самому жестокому варварству.
22. Сие мы, к сожалению, и наблюдаем ныне. Впервые в истории мы стали свидетелями хладнокровной в своих целях и просчитанной до мельчайшей детали борьбы человека против "всего, называемого Богом"9. Коммунизм по природе своей антирелигиозен. Он полагает религию "опиумом народа", поскольку принципы религии, говорящей о жизни за гробом, отвлекают пролетариат от мечты о советском рае, который от мира сего.
23. Но над законами природы и их Автором нельзя насмехаться безнаказанно. Коммунизм не способен и не будет способен достичь своих целей даже в сугубо экономической сфере. Верно, что в России он внес свой вклад в избавление людей и производств от вековой инерции и в достижении всевозможными средствами, часто бессовестными, некоторой меры материального успеха. Однако Мы знаем из надежных и самых недавних источников, что даже там, несмотря на рабство, навязанное миллионам людей, коммунизм не добился исполнения обещанного им. Ведь, в конце концов, даже в сфере экономики необходима некоторая нравственность, некоторое моральное чувство ответственности, которым нет места в столь насквозь материалистической системе, как коммунизм. Единственная возможная замена им это терроризм, и именно терроризм правит ныне в России, где бывшие товарищи по делу революции истребляют друг друга. Терроризм, оказавшись неспособен, не смотря ни на что, обуздать волну нравственной порчи, не может предотвратить даже распад самого общества.
24. Делая эти наблюдения, Мы ни в коей мере не имеем намерения осудить в целом все народы Советского Союза. К ним Мы питаем теплейшую родительскую любовь. Нам хорошо известно, что немало их стонет под ярмом, которое возложено на них людьми, являющимися по большей части чуждыми подлинным интересам их страны. Мы признаем также, что многие другие обмануты иллюзорными надеждами. Мы виним лишь систему с ее создателями и соучастниками, которые сочли Россию лучше всего подготовленным полем для экспериментов по плану, разработанному десятки лет назад, и которые оттуда продолжают распространять их из конца в конец мира.
25. Мы выявили ошибки и жестокие, обманные методы большевистского и безбожного коммунизма. Теперь пришло время, достопочтенные братия, противостать им в истинном, уже вам знакомом, убеждении civitas humana или человеческого общества, том, чему учат нас разум и Откровение устами Церкви, Magistra Gentium [наставницы народов].
26. Превыше всей другой реальности существует одно величайшее Существо: Бог, всемогущий Творец всего, всемудрый и справедливый Судия всех людей. Эта величайшая реальность, Бог, есть абсолютное порицание лжи коммунизма. Воистину, Бог существует не потому, что люди верят в Него, скорее потому, что Он существует, все люди, преднамеренно не закрывающие глаза пред правдой, верят в Него и молятся Ему.
27. В энциклике о христианском воспитании 10 Мы изъяснили фундаментальное учение о человеке в том виде, в каком можно его постичь, опираясь на рассудок и Веру. Человек обладает духовной и бессмертной душою. Он является личностью, чудесным образом наделенной своим Создателем дарами тела и разума. Он есть подлинный "микрокосмос", как говорил древние, мир в миниатюре, ценность которого намного превосходит ценность огромного безжизненного пространства. Единая его цель в этой жизни и в будущей - Бог. Освящающей благодатью возвышен он в достоинство сына Божия и причтен к Царствию Господню в мистическом Теле Христа. Следовательно, Бог оделил его премногими и различными прерогативами: правом на жизнь, на телесную целостность, на необходимые средства к существованию; правом стремиться к своей главной цели по пути, начертанном для него Богом; правом объединяться и правом владеть собственностью и использовать ее.
28. В точности как брак и право на его естественное использование имеют божественное происхождение, точно так же строй и основные права семьи определены и установлены Создателем. В энциклике о христианском супружестве11 и вышеупомянутой Нашей энциклике о воспитании мы довольно пространно коснулись этих тем.
29. Но также Бог предназначил человека, в согласии с велением самой его природы, для гражданского общества. В замысле Создателя общество это естественное средство, которое человек может и должен использовать для достижения предначертанной ему цели. Общество служит человеку, а не наоборот. Сие не следует понимать в духе либерального индивидуализма, подчиняющего общество эгоистичной воле индивидуума, но лишь в том смысле, что посредством гармоничного союза с обществом и взаимного сотрудничества всем становится доступно стяжание земного счастья. Понимая шире, социум дает возможность к развитию всех личных и общественных даров, присущих человеческой природе. Эти естественные дары обладают ценностью, превышающей сиюминутные интересы, ибо в обществе они отражают божественное совершенство, что не было бы верно, живи человек в одиночестве. Но при окончательном рассмотрении видим, что даже в этой своей функции общество предназначено для человека, чтобы он мог распознать сие отражение совершенства Бога и со славой и поклонением отнести его к Создателю. Лишь человек, человеческая личность, а не общество в какой-либо его форме, наделен разумом и свободной нравственной волей.
30. Человек не может быть освобожден от божественно возложенных на него обязательств по отношению к гражданскому обществу, и представители власти имеют право понуждать его, если он безрассудно отказывается от исполнения своего долга. С другой стороны, общество не может обманом лишать человека его дарованных Богом прав, важнейшие из коих Мы выше поименовали. Не может общество и систематически сводить эти права на нет, делая пользование ими невозможным. Посему согласно с требованиями разума, чтобы в конечном счете все материальное было преподано человеку, дабы его посредством найти свой путь к Создателю. Таким образом, к человеку можно применить слова Апостола Язычников, пишущего Коринфянам о христианском домостроительстве спасения: "все ваше; вы же - Христовы, а Христос - Божий"12. В то время, как коммунизм обедняет до нищеты человеческую личность, извращая отношения между человеком и обществом, - до каких только высот не поднимают человека разум и Откровение!
31. Указующие принципы, затрагивающие вопросы общественно-экономического порядка, подробно изложены в социальной энциклике Льва XIII о труде13. В Нашей собственной энциклике о реконструкции социального порядка14 эти принципы приспосабливаются к современным нуждам. В ней, вновь настаивая на вековом учении Церкви, касающемся личного и общественного характера частной собственности, Мы ясно объяснили право и достоинства труда, отношения взаимопомощи и сотрудничества, которые должны существовать между теми, кто обладает капиталом, и теми, кто работает, плату, вполне справедливо следующую рабочему на прожитье его самого и его семьи.
32. В той же Нашей энциклике Мы показали, что средство ко спасению нынешнего мира от прискорбного упадка, в который поверг нас нравственный либерализм, это не классовая борьба и террор, но и не самовластное злоупотребление государственной властью, а внедрение общественной справедливости и чувства христианской любви в социально-экономический порядок. Мы показали, как восстановить прочное процветание в соответствии с подлинными принципами здравой корпоративной системы, уважающей надлежащую иерархическую структуру общества, и каким образом все профессиональные группы должны влиться в гармоничное единство, вдохновленное идеей общего блага. Истинная же и главная функция публичной и гражданской власти состоит именно в действенном укреплении этой гармонии и согласовании всех общественных сил.
33. Ввиду сих общих организованных усилий, направленных на мирное существование, католическая доктрина подтверждает за государством достоинство и власть бдительного и бережливого защитника тех божественных и человеческих прав, на которых столь часто настаивают Священное Писание и Отцы Церкви. Неверно, будто в гражданском обществе все обладают равными правами. Неверно и то, что не существует законной общественной иерархии. Удовольствуемся ссылкой на уже упомянутые выше энциклики Льва XIII, в особенности - на энциклику о государственной власти15 и энциклику о христианском уложении государства16. В сих документах католик найдет ясно изложенные принципы, основанные на рассудке и Вере, которые позволят ему защищаться от ошибок и опасностей коммунистической концепции государства. Порабощение человека, лишенного своих прав, отрицание сверхъестественного происхождения государства и его авторитета, страшные злоупотребления общественной властью, ставящейся на службу коллективистского терроризма сугубо противоречат всему, что соответствует естественной этике и воле Создателя. И человек, и гражданское общество ведут свое начало от Создателя, Который взаимно поручил их друг другу. Посему ни тому, ни другому нельзя ни освободиться от соответствующих обязательств, ни отрицать или приуменьшать права друг друга. Сам Создатель упорядочил основы взаимоотношений между ними, и когда коммунизм приписывает себе право насаждать вместо божественного закона, основанного на непреложных принципах истины и милосердия, пристрастную политическую программу, которая происходит от своевольных человеческих желаний и насыщена ненавистью, имеет место несправедливая узурпация.
34. Преподавая сие просвещающее учение, Церковь не имеет иных намерений, кроме как реализовать благую весть, пропетую ангелами над вифлеемской пещерой при рождестве Искупителя: "Слава в вышних Богу, и на земле мир"17, подлинный мир и подлинное счастье даже здесь, на земле, сколь то возможно, но - людям доброй воли*. Эта доктрина равно удалена от всех ошибочных крайностей и преувеличений, свойственных партиям и системам, основанным на заблуждениях. В ней поддерживается устойчивое равновесие истины и справедливости, доказываемое в теории и защищаемое на практике, чтобы добиться гармонии прав и обязанностей всех сторон. Таким образом, власть примиряется со свободой, личное достоинство - с достоинством государства, человеческая личность подданного - с богоданными полномочиями руководящего; устанавливается баланс между, с одной стороны, должной зависимостью и упорядоченной любовью человека к себе самому, своей семье и стране, и, с другой, его любовью к другим семьям и другим народам, основанной на любви Бога, Отца всех, их первого принципа и конечной цели. Церковь не отделяет надлежащее внимание к преходящему благу от заботы о благе вечном. Хотя Она подчиняет первое второму, согласно слову своего божественного Основателя - "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам"18, Она все же столь далека от пренебрежения людскими делами, столь далека от сдерживания гражданского прогресса и материального развития, что поощряет их и способствует им самыми здравыми и действенными способами. Посему даже в социально-экономической сфере Церковь, хотя Она никогда и не предлагала определенной технической системы, поскольку то не принадлежит к Ее области, все же ясно очерчивает руководящие принципы, которые, допуская разнообразие конкретных вариантов применения в соответствии с различными условиями времени, места и народа, указывают безопасный путь к обеспечению благополучного развития общества.
35. Мудрость и крайняя полезность этого учения признаются всеми, кто его действительно понимает. Выдающиеся государственные деятели здраво утверждают, что, изучив различные общественные системы, они не нашли ничего более разумного, нежели принципы, выраженные в энцикликах "Rerum Novarum" и "Quadragesimo Anno". В некатолических, даже нехристианских странах признается высокая ценность социальной доктрины Церкви для общества. Так, чуть больше месяца назад человек, являющийся видной политической фигурой на Дальнем Востоке, не христианин, не промедлил публично заявить, что Церковь, с Ее учением о мире и христианском братстве, вносит выдающийся вклад в решение трудной задачи по установлению и поддержанию мира между народами. Наконец, из достоверной информации, стекающейся в Сердце Христианского мира со всех частей света, Мы знаем, что сами коммунисты там, где они не окончательно развращены, как только социальная доктрина Церкви им разъясняется, признают ее превосходство над доктринами своих вождей и учителей. Лишь те, кто ослеплен страстями и ненавистью, закрывают глаза от света истины и упрямо сражаются против нее.
36. Но враги Церкви, хотя они и вынуждены признать мудрость Ее учения, обвиняют Ее в том, что Ей не удается действовать в соответствии с собственными принципами, и отсюда заключают, что необходим поиск иных решений. Крайняя лживость и несправедливость этого обвинения видна из всей истории христианства. Упомянем лишь одну типичную черту: именно христианство впервые утвердило подлинное и вселенское братство всех людей вне зависимости от расы и состояния. Учение сие Церковь провозглашала методично, с размахом и убежденностью, неведомыми прежним векам; его посредством Она внесла могучий вклад в отмену рабства. Не кровавая революция, но внутренняя сила Ее учения заставила гордую римскую матрону увидеть в своей рабыне сестру во Христе. Это именно христианство поклоняется Сыну Божию, соделавшемуся Человеком из любви к человеку и ставшему не только "Сыном плотника", но и "Плотником"19. Это именно христианство возвысило ручной труд до его подлинного достоинства, которого прежде он был лишен до такой степени, что даже сдержанный Цицерон не колебался в подведении итогов общего мнения своих современников в выражениях, которых устыдился бы любой современный социолог: "Все ремесленники заняты отвратительным делом, ибо в мастерской не может быть ничего облагораживающего"20.
37. Верная сим принципам, Церковь дала людскому обществу новую жизнь. Под Ее влиянием возникли огромные благотворительные организации, великие гильдии ремесленников и всевозможных трудящихся. Гильдии эти, высмеиваемые либерализмом последнего столетия как "средневековые", сегодня вызывают восхищение наших современников во многих странах, пытающихся в некой современной форме вернуть их к жизни. Когда же другие системы затрудняли Ее работу и препятствовали полезному влиянию Церкви, Она не прекращала предупреждать их об их ошибках. Надо лишь вспомнить, с какой неустанной твердостью и энергией Наш Предшественник Лев XIII отстаивал право трудящихся на организацию, в коем безжалостно отказывал им правящий либерализм в наиболее могущественных государствах. И по сей день авторитет этой церковной доктрины больше, чем кажется, ибо влияние идей в области фактов хотя и невидимо и с трудом измеримо, но, несомненно, играет важнейшую роль.
38. Можно со всей уверенностью сказать, что Церковь, подобно Христу, проходит чрез столетия, творя всем добро. Сегодня не было бы ни социализма, ни коммунизма, если бы правители народов не пренебрегали учением и материнскими предостережениями Церкви. На фундаменте либерализма и секуляризации хотели они возвести иные социальные здания, которые, казавшись поначалу мощными и величественными, слишком скоро показали слабость своих оснований и ныне, на наших глазах, рушатся одно за другим, как и должно рухнуть все, что не стоит на краеугольном камне, Который есть Христос Иисус.
39. Сие, достопочтенные братия, есть учение Церкви, Которая единственная в области как социальной, так и любой иной способна пролить истинный свет и утвердить спасение перед лицом коммунистической идеологии. Но учение это необходимо последовательно претворять в практику каждодневной жизни, следуя увещеванию св. апостола Иакова: "Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя"21. Самая насущная нужда нынешнего дня, посему, есть энергичное и своевременное применение целебных мер, которые позволят эффективно отразить катастрофическую опасность, делающуюся с каждым часом все более грозной. Мы питаем твердую надежду на то, что фанатизм, с коим сыны тьмы денно и нощно трудятся в деле своей материалистической и атеистической пропаганды, послужит, наконец, святой цели побуждения сынов света к подобному и даже большему рвению к чести Божественного Величия.
40. Что же, в таком случае, должно быть сделано, какие средства должны быть применены, дабы защитить Христи а христианскую цивилизацию от этого злого врага? Как отец посреди своей семьи, хотели бы Мы, вполне душевно, говорить о тех обязанностях, что возлагает великое противоборство наших дней на всей детей Церкви; Свое отеческое увещевание обратим Мы даже к тем сыновьям, что далеко отошли от Нее.
41. Как и во все бурные периоды истории Церкви, главное лекарство лежит ныне в искреннем возрождении в согласии с принципами Евангелия личной и общественной жизни всех, кто принадлежит к Пастве Христовой, дабы они воистину были солью земли, сохраняющей человеческое общество от полного разложения.
42. С сердцем, глубоко благодарным Отцу Света, от Которого исходит "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный"22, видим Мы со всех сторон утешительные знаки этого духовного возрожде