Уже в октябре 1990 года были приняты союзный и российский законы о свободе вероисповеданий, предоставившие Церкви право юридического лица и неограниченную свободу как религиозно-просветительской, так и издательской, и производственно-хозяйственной деятельности.
Как воспользовалась Московская патриархия этой свободой? Проблема официальной социальной доктрины и проповеди церкви в обществе (миссионерская деятельность) заинтересовала Московскую патриархию только через четыре года (!) после обретения законодательных прав. Практически все возможности для этого, открывшиеся благодаря близким контактам с руководством страны в 1991-1994 годах не были реализованы. Вместо этого имели место лишь забота о получении всевозможных материальных льгот, а также массовое открытие разрушенных храмов и монастырей, даже если в них практически нет верующих и нет средств для реставрации - лишь бы они не достались истинным правопреемникам Православной Российской Церкви - церкви катакомбной, с фанатичным упорством гонимой КГБ, и церкви синодальной Зарубежной - "Белой церкви".
За четыре с половиной года полной, даже бесконтрольной свободы Московская патриархия все усилия сосредоточила на улучшении условий жизни административной верхушки церковного управления, а также занималась массированным лоббированием всевозможных льгот для различных коммерческих и полукоммерческих структур, которые делились частью "теневой" прибыли с церковными аппаратчиками. Московская Патриархия, синодальные отделы, члены Синода выступают соучредителями, членами правлений или акционерами сомнительных банков, предприятий по сбыту драгоценных металлов, нефти, и проч., при этом не внося ни копейки или делая чисто символический взнос. Налоговые льготы для религиозных объединений, а также и пролоббированные частные льготы, спецлицензии на экспорт нефти и другого сырья - это и есть доля Московской патриархии в теневом бизнесе.
Однако прибыль, получаемая за счет этой доли, бесследно исчезает, когда речь заходит о финансировании духовного образования, просвещения, благотворительности, социального служения, телепередач. На это денег в Патриархии нет.
Так, Архиерейский Собор в феврале 1997 г. объявил, что годовой бюджет Патриархии в 1993-94 годах составлял около 1 миллиона долларов, 1995-96 годах - по 2 млн. долларов. Однако, по официальным данным, только от отравления населения России махоркой - продажи беспошлинно ввозимого табака в 1995 г. - Отдел внешних церковных сношений получил 75 млн. долларов, в 1996 - 23 млн. долларов. Николо-Угрешский монастырь ( находится в прямом подчинении у Патриарха) только от спаивания населения "зеленым змием" - реализации алкоголя - получил 350 млн. долларов. Факт торговли подобной "гуманитарной помощью" с перечислением денег "табачным митрополитам" и "водочным монахам" официально подтвержден по моему запросу прокуратурой.
Табак составлял 42% от так называемой "гуманитарной помощи", которая при этом беззастенчиво продавалась. После того, как 18.7.1996 льготы всевозможным жуликам были отменены, 12 сентября 1996 г. Правительство РФ поручением № ВЧ-П2-3/1286 воскресило эти льготы для дельцов от Русской Православной Церкви.
РАО "Международное экономическое сотрудничество", где Патриархия - основной учредитель, экспортировало в 1994-95 гг. 14,7 млн. тонн нефти (оборот в 1996 г. - 2 миллиарда долларов). Пока не открыты сведения по другим предприятиям, торгующим нефтью, алмазами, золотом, в котором замешана патриархия.
Алмазные звезды церкви - агенты "Адаманта", - не чураются и бриллиантового бизнеса. Так, например, АОЗТ "АРТГЕММА", контролируемая ОВЦС Московской Патриархии, получила только в 1994 году от Росдрагмета алмазов для переработки и сбыта на сумму в 6 млн. долларов.
Рассматривая вопрос о теневой деятельности РПЦ, еженедельник "Московские новости" (№ 25 от 2000г.), писал: "…чем выше в последние годы политическое значение церкви и её главы … тем активнее церковь врастает в экономику …" На территории СНГ церковь превратилась в гигантский офшор с неконтролируемыми денежными потоками. Пародоксально, но благосостояние РПЦ впрямую не зависит ни от количества прихожан, ни от количества приходов ( ввиду астрономической величины теневого дохода РПЦ).
Все новое, что пытается пробиться через бетонную плиту сталинско-брежневской иерархии, подвергается гонениям. Сумели священники Александр Борисов и Георгий Кочетков обратить к Богу по несколько тысяч человек, причем, в основном молодежи, и вот Указом Патриарха отец Георгий переводится в маленький храм, где его община физически не сможет разместиться. При этом Патриархия всячески потакает различным околоцерковным экстремистам, антисемитам, людям склонным к отрицанию свободы выбора и насилию в вопросах веры. Поскольку ничего позитивного Патриархия и ее служители современному обществу сказать не могут, то вся их "проповедь" сводится к призывам: "запретить", "отлучить", "проклясть", и все чаще на подмогу призывается государственное насилие. В 1994-95 годах Московская патриархия заключила некие почти секретные договоры со всеми силовыми структурами: Минобороны, МВД РФ, погранвойсками и даже ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации). К чему договор с такой экзотической организацией как правительственная связь? Ведь и так патриарх имеет прямую связь с Президентом, а также "вертушки" (АТС-1 и АТС-2). Наверное, весь корпус епископата желает подключиться к телефонно-номенклатурным благам, а заодно к прослушиванию разговоров своих духовных братьев. С ФСБ договор заключать нужды нет, так как все агенты КГБ СССР, проходившие в качестве "иерархов" Патриархии, либо остались на тех же церковных должностях, либо даже продвинулись еще выше. Поэтому местные власти и милиция чинят препятствия каноническим структурам Истинно-Православной Церкви, Российской Православной Свободной Церкви и другим конфессиям. Так что "вечные рабы" все больше претендуют на внешнее господство над рядовыми россиянами..