Поверили и высшие католические иерархи Германии, до этого критиковавшие расизм и неоязычество нацистского движения. На конференции 28 марта 1933 года епископат призвал прихожан поддерживать новую власть.
Ватикан, находящийся в зависимом положении, поставленный в строго ограниченные рамки, вынужденный постоянно идти на уступки, расценил эти действия со стороны главы итальянского режима положительно и пошел на соглашение с Муссолини. Итальянский фашизм получил поддержку, своего рода одобрение от Церкви.
“Во время выборов 1929 года церковь открыто поддерживала режим, призвав граждан голосовать за фашистский список кандидатов” [8]. В “Латеранских соглашениях” присутствовала статья, обязывающая духовных лиц, вступающих в должность, приносить присягу фашистскому правительству. “Пала последняя крепость, которая могла оказать сопротивление фашизму”, - писала одна венская газета [9].
“На чаши весов были положены две опасности: насчитывающее много лет социалистическое движение и новый режим, которым, как надеялись, можно управлять” [10]. Папа Пий XI в одной из своих энциклик писал: “Достаточно немного призадуматься, чтобы понять преимущества системы:... мирное сотрудничество классов, подавление социалистического движения и его организации, сдерживающее действие специального суда” [11].
В определенный момент Пий XI и сам был склонен к тоталитарности. Ряд реформ, проведенных им, показал его стремление к авторитарному управлению церковью. Однако он принимал диктаторские тенденции итальянского фашизма лишь до тех пор, пока они не затронули интересов Ватикана. Вообще, надо заметить, что политика католической церкви долгий период зависела от того, насколько режимом удовлетворялись ее претензии на важную роль в общественной и политической жизни Италии.
… В настоящее время продолжаются дискуссии по поводу неоднозначной позиции католической церкви в годы II мировой войны. Ватикан нередко обвиняется в сотрудничестве с фашистскими режимами, в оказании поддержки Гитлеру, в том, что он не осудил открыто военные преступления нацистов.
Красноречивым свидетельством, объясняющим, отчасти, политику Ватикана, могут служить слова католического кардинала Гардини. В 1939 г., в ответ на обращения выступить против гитлеровского режима, он ответил: “Мы не можем забывать, что в Германии живут четыре миллиона католиков. Какая участь постигнет их после подобной акции Ватикана...” [13]
Католическая церковь делала все возможное, чтобы избежать развязывания нацистами террора против католиков. В то же время, видя в коммунизме угрозу религии, Ватикан искал пути для противодействия его распространению в Европе. Балансируя между двумя смертельными опасностями, руководство католической церкви совершало настоящие чудеса в области дипломатического искусства, вело многочисленные международные переговоры, стремилось вывести Италию из войны.