:: новости :: история :: песни :: концерты ::
:: дискография :: видеография :: места ::
:: фотоальбом :: рукописи :: библиотека ::
    ! :: камчатка :: стена :: отзывы :: встречи ::
:: чат :: стихи цою :: обои :: песни цою ::
:: рисунки цою :: ссылки :: войти ::
БИБЛИОТЕКА

Он как никто мог поднять человека с колен...


Начало 80-х годов для меня навсегда останется в тумане зимнего рас- света над Невским. Мы идем с братом Владимиром с Московского вокзала на улицу Софьи Перовской. Все как всегда, уже привычный гулкий моро- зный подъезд и наверху радушные хозяева, Люда и Борис. Но однажды обыденность наших регулярных встреч была нарушена. Вместо БИТЛЗ и GRATEFUL DEAD Боря поставил пленку с непривычной музыкой. Она сразу зацепила нас, да так, что и по сей день каждую зиму я смотрю на портрет брата в траурной рамке и включаю магнитофон с этой записью - "Солнечные дни" Виктора Цоя.

Встречают по одежке, а песни Виктора были его "одежкой", замечатель- ной, надо сказать, и так как он всегда писал только первоклассные песни, то вряд ли его личная жизнь может идти в сравнение со сделан- ным им в искусстве. Уже в то первое морозное утро я чутьем критика сразу отвел Виктора в разряд редко-редко встреченных на моем пути исторических личностей.

Остались от дружбы с ним цвета: черный и желтый. Черный - понятно, избранный стиль; желтый - не от корейской крови, от солнца. Его лучи всегда проникали сквозь черную маску группы КИНО, освещали исподволь и нашу жизнь. В этом одна из тайн магии искусства Цоя.

Остались ощущения: незыблемость, вечность. Это уже прерогатива Вос- тока. Такие же воспоминания у меня сохранились от Самарканда, старых его кварталов, узоров на местных коврах.

Выносливость - обязательный признак суперталанта, и не скрою, я завидовал неизменной бодрости Виктора. Не скажешь лучше, чем Джимми Хендрикс: "Bold as love". Написал это, и сразу подумалось, что у Джимми и Виктора в лицах есть бесспорное сходство.

Многие курьезные истории нашей дружбы выпали из памяти, но если попытаться пойти путем хронологии, что-то да и выплывет.

Весна 1981-го. Питер. День рождения, по-моему, Андрея Тропилло. Какой-то ресторанчик с матросским названием. Последний раз видел Цоя на сцене в "company" УДОВЛЕТВОРИТЕЛЕЙ. Вместе с Пиней он исполняет песню "Мои друзья". Конец вечера залит портвейном.

Жаркие дни лета 1982 года. КИНО уже гремит - альбом "45" успешно конкурирует в Москве с самим АКВАРИУМОМ. 25 июля я устраиваю группе домашний концерт, пригласив московских художников и музыкантов. Хор- ошо накрытый стол стимулирует дуэт наших гитаристов, и песня "Лето", на мой вкус, никогда не была так сильно спета, как в тот день.

Январь 1984 года. На дебют ЗВУКОВ МУ съезжается пол-Ленинграда. От их делегации артистом выдвинут Цой - АКВАРИУМ важничает в партере. Виктор покоряет Москву новым хитом "Транквилизатор". У меня осталась плохого качества видеозапись: кореец в черном грандиозно смотрится на фоне огромных портретов Ленина и Маркса.

Самое смешное: их свадьба с Марьяной. Мой брат, отчаянный пьяница, на тот момент был в завязке, и я умолял молодоженов его не пригла- шать, но те были непреклонны: Вовчик должен "украсить" наш праздник. Правда, Марьяна обещала проследить, чтобы ему не наливали, и дестви- тельно, после поезда неколько часов у меня оставалась надежда, что все обойдется... Но ближе к вечеру кто-то Владимиру налил, и сразу много. Я обиделся и в стиле КПСС сразу объявил, что умываю руки. Позже мне рассказали, что отличился Майк: когда Владимир с угроз перешел на махание ножиком, Майк подошел к нему, задрал маечку и видом своего нежного, тогда только-только набухавшего животика сми- рил бунтаря. И молодожены получили в свое ложе неожиданный подарок: большого черногривого мужчину. А поутру они втроем проснулись, и свадьба продолжалась!

Потом, и уже скоро - печальное. Цой был близок к нашему дому, и потому ничего нет странного, что он единственный из ленинградских друзей провожал брата в последний путь, играл в этот вечер в саду "Эрмитаж" на его гитаре и утешал нас любимой песней московских псих- больниц, которой Владимир всегда сопровождал наши встречи: "Перееха- ло собаку колесом, слез не лили обязательных над псом..."

В промежутке между этими событиями у нас была сильная совместная акция: летом 1984 года на фестиваль на Николину Гору съехались по тем временам сильнейшие: АКВАРИУМ, уже электрическое КИНО, БРАВО (Жанна была в тюрьме), ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Цой был незабываем в тот день... Посланная Черненко госбезопасность согнала нас с центральной эстрадной площадки, оттеснила музыкантов и сотню самых смелых зрите- лей на мой дачный участок. Надо было видеть глаза Виктора и Бориса, когда они не мигая смотрели в упор на мелко суетившихся вокруг КГБшников, не могущих найти реального повода для запрета концерта. В рядах ментов был фотограф, и кто знает, может, он догадается когда- нибудь на этх кадрах неплохо заработать.

КИНО под теплым дождичком отыграло в тот вечер первую электрическую программу - "Начальник Камчатки". Мой верный стальной рогатый "крамер" (бас-гитара) провел полвечера в надежных руках Тита - Александр рубился тогда на две группы - АКВАРИУМ и КИНО.

Июнь 86-го года - концерт в ДК МИИТ. Рок-лабаратории впервые удается вымолить у властей разрешение на концерты в Москве трех питерских супергрупп: АКВАРИУМА, КИНО и АЛИСЫ. О гостиницах тогда и речи не могло быть, расселяли так: Ольга Опрятная взяла на себя АЛИСУ, а КИНО и АКВАРИУМ заполнили квартиру на Каретном. Я привожу на репети- цию отрешенных, молчаливых, затянутых в черное "киношников" - они так разительно отличаются от базарных общительных москвичей из БРИГАДЫ и БРАВО. В тот день КИНО впервые удалось затмить АКВАРИУМ на московской публике, и это выступление мною до сих пор воспринимается их самым качественным выпадом в Москве. Вообще, в начале карьеры электрического КИНО Цой относился к фестивальным программам исключи- тельно придирчиво, что, на мой взгляд, иногда приводило расхлябанную аудиторию в недоумение, вплоть до неприятия нового материала группы. Мне кажется, что в конце концов Цой на это дело просто забил, и уже никогда больше не отказывался от проверенных жизнью хитов как основы любого концерта.

Волна перемен в середине прошлого десятилетия смыла нашего первого барабанщика - Африку, и, вытащив КИНО на программу ПРОК московского кинофестиваля 1987 года, я с радостью обнаружил Африкашу на перкус- сии в составе КИНО. Вместе с Густавом они доставили залу огромное удовольствие своей энергичной, бесшабашной манерой "выделять" ритм, а мне и несколько неприятных минут разборки со Стасом Наминым, кото- рому они разорвали все пластики на установке.

Помню, как любил Витя кинематограф, как он предвкушал премьеру мале- нького украинского фильма, снятого о его группе, и как велик был его облом, когда фильм оказался говном... Хотя, с точки зрения истории, слава Богу, что этот фильм был снят... Уже сам факт согласия КИНО на поездку в Киев был мужественным поступком - реактор еще не был зага- шен, и Густав как самый нежный господин сетовал, что гарантии от облучения, предоставленные хозяевами - киевскими киношниками, были, с его точки зрения, явно недостаточны: ящик кислого красного сухого вина в день на всю группу. После этой поездки Густав всегда напрягал команду, когда нужно было куда-то лететь по стране...

Цой был первым, кто вытащил ЗВУКИ МУ на большую аудиторию. Это было во время съемок заключительной сцены фильма "Асса" с зажиганием толпою тысяч спичечных огоньков в Зеленом театре ЦПКиО им.Горького. Мы были приглашены для разогрева московской публики, и тогда-то, можно сказать, наш "Серый голубь" и замахал своими пыльными крылыш- ками над Москвой. Помню, что Витька в тот день был очень хорош и отлично манипулировал фанами. Но уже выйдя на уровень суперплощадок, он терялся в небольших залах; на премьерных концертах "Ассы" в ДК МЭЛЗ КИНО выглядели как африканские звери в московском зоопарке. Столь же чужим чувствовал себя Виктор и в зарубежных гастролях. Отлично отдавая себе отчет в своих сильных и слабых местах, он пони- мал, что языковый барьер для его группы непреодолим, в отличие от АУКЦЫОНА и ЗВУКОВ МУ - именно в такой компании мы оказались во Фран- ции. Прогуливаясь около парижской гостиницы, он сказал мне: "Что мы тут все делаем? Я-то хоть любимую в Париж прокатил, а играть здесь вообще не след..." Он был прав - не было ничего более несовмести- мого, чем пафос русского рока 80-х и мироощущение супербуржуев- французов.

Тогда, да и во время следующей совместной поездки - в Италию (вместе с АВИА и литовцами), я, помнится, досадовал на "киношников" за их откровенное презрение к тамошнй публике. Принимал это за фанаберию, а теперь думаю, что это был трезвый корейский расчет. Цой был в лучшем смысле этого слова практичным человеком в быту, именно реализм по жизни охранял романтику его песен. Он и от Америки сохра- нил приятные впечатления лишь от Диснейленда да заботы Джоанны. В общем, Виктор был человеком дела, а дело его было здесь. На примере следующего случая можно увидеть, как Витя умел легко решать сложные бытовые проблемы. Лето, опять лето, - Цой в моей памяти всегда при- кован к теплу и солнцу, - на Николиной Горе гости: Африка и Цой. Денег нет совсем, но всем хочется вина. Витька размышляет вслух: "При мысли о том, что твои друзья с соседних дач смогут съездить за вином, у меня сразу возникает желание петь..." Сказано-сделано: Иван Дыховичный и Леня Ярмольник привозят горячительное, а мы с Африкой старательно подстукиваем Цою на бонгах в "Студио Му". При этом он никогда не отказывался дарить людям радость бесплатно.

1988 год, август, опять жара и прибитая дождем московская пыль. МУ и КИНО едут в Курчатник (ДК Института им.Курчатова) - колыбель москов- ского рок-андеграунда. Местные фанаты устроили славный праздник по случаю 25-летия основания БИТЛЗ, и две любительские группы, МУ и КИНО, пытаются наладить на сцене что-то совместное. Русский рок-джем - вообще дело абсолютно гиблое, но у Витьки отличное настроение - он влюблен в маленькую Наташу, и мы играем вместе "Лифт на небо" и "Транквилизатор". В конце концов приходит время спеть что-то из БИТЛЗ - вместе с БРИГАДОЙ и ВА-БАНКОМ. Я тихо-тихо ускользаю со сцены... Цой: "Ты куда?" Я объясняю, что никогда в жизни ничего не пел, даже обязательных гимнов в школе. Витька хохочет: "Ты не можешь спеть "Hey Jude" вместе со мной?" - "Я и слов-то не знаю" - "А кто их знает?" - веселится Цой. Короче, Мамонову кто-то списывает на листок азбучные истины на английском, и мы дружно вместе подтягиваем: "Don't let me down". После у меня дома мы долго вышучиваем Наташу, присваиваем ей прозвище "Энгельс" за исключительную богемность и эрудицию. Это был наш последний совместный теплый вечер.

И жизнь стала нас разводить. 89-ый год, начало зимы в Красноярске; МУ заканчивают карьеру прощальными гастролями по Сибири в рок- клубовских зальчиках. КИНО следует таким же курсом, но по блестяще проложенному Айзеншписом стадионному маршруту. Мы не прикасаемся друг к другу, даже не перезваниваемся, хотя живем в соседних гости- ницах.

Последние встречи - Витя с Наташей приезжают познакомиться с моим новорожденным сыном на Каретный.

И самая последняя: на презентации "Radio Silence" в АПН. Счастливый БГ и очень-очень независимый и гордый Цой, с Наташей и "кожаным" Шписом. Знаю точно, что Виктор относился ревниво к успехам лишь одного - и самого любимого артиста - БГ. Тем не менее, любимой темой для глумливых шуток со стороны модников из КИНО были именно неряшли- вые пьяницы - "аквариумисты" и сопутствующие им "митьки". Так же веселились "киношники" и над постоянными эскападами "отдельных" пер- сонажей нашей группы. Конечно, элемент конкуренции в последние годы вносил определенное напряжение в наши отношения, но под ним всегда было столько нежности! Я был восхищен мастерством Тита и Тихомирова, а Цой - непревзойденным искусством Петиного шоу. Отлично помню, как Витя (в последний раз) спел для ЗВУКОВ "Следи за собой". МУ уехали на репетицию, оставив КИНО у меня дома, и в машине Мамонов сказал: "Удивительно, насколько умеет "затаскивать" своими песнями Цой, ког- да он поет один". Эту фразу стоит попытаться расшифровать. Думается, восточная мудрость Виктора позволяла ему быть очень осмотрительным при выборе изобразительных средств, как в концертах, так и на записи. С близкими друзьями он мог себе позволить отвязаться и дать настоя- щую психоделию, но на публику работал очень продуманно.

Некоторые истины открываются только по истечении срока... На одном из первых клубных питерских фестивалей произошло привычное ЧП - менты свинтили героев концерта, музыкантов АКВАРИУМА - Ляпина, Дюшу и Севу Гаккеля - прямо в фойе и поволокли в кутузку. Все замерли в замешательстве, лишь один Цой был невозмутим. Ему был черед высту- пать, Виктор вывел группу на сцену и спокойно, с блеском отыграл программу. Многие, в том числе и я, сидящие в первых рядах, негодо- вали: "Какое штрейкбрехерство!" Но скоро я понял, насколько глубоко было Цою наплевать и на этих ментов, и на эту бессмысленную борьбу с ними - "И мне не нравится то, что здесь было, и мне не нравится то, что здесь есть", - точнее не скажешь... Цой был призван менять сознание людей, а не размениваться на мелочи.

Это, наверное, и имел в виду Петр, никогда не щадивший себя в конце- ртах. У Цоя, бесспорно, было свое послание, он знал, что ограничен во времени, и сделал все, чтобы послание это точно дошло по адресу. Поэтому-то и появились "стены и дворы Виктора Цоя" в каждом русском городе.

Мне довелось "познакомить" Виктора с боевым искусством Брюса Ли, - свидетельствую, что более пытливого и внимательного зрителя у Брюса в моем доме не было, хотя и БГ, и Владик Чекасин смотрели "Войти в дракона" десятки раз. Интересно, что, добившись впечатляющих успехов на тренировках (фильм "Игла" - тому лучшее свидетельство), Цой нена- видел острые, "угловые" ситуации в жизни. Помню, как он был непри- ятно удивлен резкостью некоторых суждений, прочитав мою первую боль- шую статью о рок-музыке. Подобное было абсолютно не в его характере. Для примера у меня есть следующая история: Цой на Каретном ряду один на один исполняет мне свою новую песню "Дети минут", в которой в полный рост выражает свое отношение к затопившему нас политическому кликушеству - в том числе и со сцены. Песня отличная, и я тут же прошу Витю спеть еще разок, чтобы записать и оставить ее в коллекции. Он наотрез отказался: "Друзья обидятся". Каких друзей он имел в виду, можно только догадываться...

О нежности Виктора все сказано им самим в песнях. Но он еще обладал и умением делать песню лично твоей. Однажды, на одном из дней рожде- ния БГ, Цой, глядя мне в глаза, исполнил впервые песню "Саша" так, что я был растроган буквально до слез (нельзя, конечно, сбрасывать со счета и действие выпивки). Только позже, преподнося его малень- кому Сашке икону Святого Георгия, я понял, что песню эту отец посвятил сыну.

За последние разговоры с ним мне стыдно. Весна 90-го года - Наташа попала в больницу, а Витя всегда тяжело переживал отсутствие любимой - "Когда твоя девушка больна..." Он несколько раз звонил мне, сове- товался, как бы ей помочь. Я отвечал, что, увы, не врач... Чтобы его утешить, звал на дачу - Витя побоялся выезжать из Москвы по сколь- зкой дороге - он только начинал водить машину. На тот, последний для КИНО праздник "Московского комсомольца" в Лужниках, я шел с тяжелым сердцем, предчувствие жгло меня. Джоанна тащила пить шампанское в гримерку КИНО - у Каспаряна был день рождения, но меня вынесло со стадиона еще до выхода КИНО на сцену.

... Не помню, кто позвонил тогда из Ленинграда... Мы удачно заблуди- лись вместе с Соловьевым и Африкой и не поспели в морг - слава Богу, я так и не увидел его мертвого тела. Был очень хороший праздник, Яблочный Спас, - мой любимый летний день, и я долго выбирал лучшее яблоко, чтобы вместе с цветами положить на могилу.

Я очень надеюсь на тех, кому сегодня восемнадцать. Среди них милли- оны выросших на песнях Виктора Цоя, - а он как никто мог поднять человека с колен.

7 июня 1991 г. п.Николина Гора

(C) Александр Липницкий




Комментарии

AgustinSters: top 10 mattresses 2017 [url=http://valdesystems.com/]top 10 mattresses 2017[/url] best mattresses 2017 for couples best mattress to buy for 2017 [url=http://valdesystems.com/]top rated mattresses for 2017[/url] the best mattresses 2017 the best rated mattress 2017 [url=http://topmattressreviews.org/best-mattress-to-buy-in-2017/]rate mattresses 2017[/url] the best mattresses 2017 best budget memory foam mattress 2017 [url=http://bestmattressreviewsandratings.com/best-mattress-to-buy-in-2017/]best memory foam mattress 2017[/url] consumer reports best mattress 2017 best memory foam mattresses 2017 [url=http://innovasaber.com/best-mattress-to-buy-in-2017/]the best rated mattress 2017[/url] mattress ratings 2017 casper bed coupon code [url=http://valdesystems.com/casper-mattress/]casper com promo code[/url] coupons casper leesa mattress discount [url=http://valdesystems.com/leesa-mattress/]leesa promo code 75[/url] coupon leesa amerisleep discount coupon [url=http://valdesystems.com/amerisleep-mattress/]amerisleep bed coupon[/url] amerisleep promo code free helix coupons codes [url=http://valdesystems.com/helix-mattress/]helix coupons online[/url] helix find code winkbeds code [url=http://valdesystems.com/winkbeds-mattress/]winkbeds com promo code[/url] winkbeds mattress discount code top rated mattresses for 2017 best mattress in 2017 top 5 mattresses 2017 best mattress to buy 2017 the best mattresses 2017 best rated mattress for 2017 top rated mattress 2017 best rated mattress 2017 the best mattress of 2017 macy mattress sale 2017 best mattresses for 2017 best mattresses for 2017 caspers promo codes casper com coupon code casper discount coupon leesa mattress coupon codes leesa bed discount free leesa coupon amerisleep mattress coupon codes coupons amerisleep amerisleep promo helix mattress discount helix mattress coupon codes free helix coupon winkbeds dog bed coupon winkbeds promo code winkbeds coupon code 22.07.2017 21:06
ArleneNut: Revolutional update of SEO/SMM package "XRumer 16.0 + XEvil": captcha regignizing of Google, Facebook, Bing, Hotmail, SolveMedia, Yandex, and more than 8400 another subtypes of captchas, with highest precision (80..100%) and highest speed (100 img per second). You can connect XEvil 3.0 to all most popular SEO/SMM software: XRumer, GSA SER, ZennoPoster, Srapebox, Senuke, and more than 100 of other programms. Interested? There are a lot of introducing videos about XEvil in YouTube. Good luck! XRumer20170721 22.07.2017 18:54
ArleneNut: Revolutional update of SEO/SMM software "XRumer 16.0 + XEvil 3.0": captchas solving of Google, Facebook, Bing, Hotmail, SolveMedia, Yandex, and more than 8400 another types of captchas, with highest precision (80..100%) and highest speed (100 img per second). You can connect XEvil 3.0 to all most popular SEO/SMM programms: XRumer, GSA SER, ZennoPoster, Srapebox, Senuke, and more than 100 of other software. Interested? You can find a lot of demo videos about XEvil in YouTube. Good luck! XRumer20170721 22.07.2017 13:37
DorothyUnfix: Revolutional update of SEO/SMM package "XRumer 16.0 + XEvil 3.0": captcha regignizing of Google, Facebook, Bing, Hotmail, SolveMedia, Yandex, and more than 8400 another types of captchas, with highest precision (80..100%) and highest speed (100 img per second). You can connect XEvil 3.0 to all most popular SEO/SMM programms: XRumer, GSA SER, ZennoPoster, Srapebox, Senuke, and more than 100 of other software. Interested? There are a lot of demo videos about XEvil in YouTube. Good luck ;) XRumer20170718 19.07.2017 04:50
DorothyUnfix: Revolutional update of SEO/SMM software "XRumer 16.0 + XEvil 3.0": captcha solving of Google, Facebook, Bing, Hotmail, SolveMedia, Yandex, and more than 8400 another types of captchas, with highest precision (80..100%) and highest speed (100 img per second). You can connect XEvil 3.0 to all most popular SEO/SMM software: XRumer, GSA SER, ZennoPoster, Srapebox, Senuke, and more than 100 of other software. Interested? There are a lot of impessive videos about XEvil in YouTube. See you later ;) XRumer20170718 18.07.2017 23:25


* Ваше имя
Ваш комментарий

* Введите код, который вы видите на картинке












RomanKuehl.de